Не забывайте о Боге!

Глава 10 текст 22

"Встать и отряхнуться ( Падение, духовное падение, после падения, взлеты и падения, причины падения, защита от падения, падение нравов Если падение все-таки произошло )..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Материя не обладает сознанием. Сознание вечно и является причиной возникновения материи. Никакое соединение материи не приводит к возникновению сознания. Поэтому, изучая материю, мы никогда не поймем сознание. Сознание можно понять, только изучая Абсолютную Истину. А изучается она через те наставления, которые она нам оставила в Бхагавад-гите, и их применение в реальной жизни, в реальных ситуациях, происходящих с нами ежедневно.

Мы попадаем в ситуации, которые невозможно оценивать однозначно. Было бы легко делать выводы и принимать решения, если бы выбор стоял между однозначно плохим и однозначно хорошим. Но такой выбор дается только очень тупым и безнадежным. В большинстве случаев выбирать приходится между оттенками серого и белого, поэтому и делать выбор не так-то легко. В чем была проблема Арджуны? Мало того, что Кришна его вывел на самую середину поля боя, между черным и белым, и Арджуна понял, что рядом с Кришной и хорошее, и плохое теряет свое значение, но он еще и колесницу поставил прямо напротив Бхишмы и Дроны, что не дало Арджуне принять однозначное решение.

Так и мы, оказавшись между добром и злом, в окружении дорогих нам людей не знаем, какое решение принять, так как выбор лежит не между черным и белым, а между тонкими гранями одного и того же оттенка цвета. Зачастую, попав на середину поля боя, преданный начинает путаться: он с добротой делает злые дела. И тут запутывается не только он, но и все те, кто его окружают. Основной ошибкой наблюдающих за происходящим является слишком быстрая оценка того, что они видят, а основной ошибкой действующего — торопливость в принятии однозначного решения.

Поэтому и происходят падения, да и не мудрено: даже Арджуна бросил оружие и отказался сражаться. Для нас это все равно, что отказаться от всех четырех регулирующих принципов. И что делает Кришна? Он отрекается от Арджуны? Он выгоняет его из храма? Он запрещает с ним общаться другим преданным? Он не разрешает ему больше поклоняться божествам? Он больше не принимает от него пищу? Он аннулирует все те достижения, которые были у Арджуны до этого? Нет, он называет Арджуну своим другом и начинает разговаривать с ним столько, сколько нужно. Он не отвергает Арджуну, он принимает его как своего лучшего ученика.

Поэтому, когда происходит падение, надо понять, что этот человек становится нашим ребенком, к которому мы должны проявить величайшее милосердие, заботу и понимание, а тот, кто совершил неоднозначный поступок, должен воспринимать всех окружающих как своих учителей и отцов и искать у них понимание того, как правильно перенести испытания, посланные ему Богом. Причем атеист воспринимает свою карму, как зло, исходящие от Бога, а преданный воспринимает ту же самую карму как милость, исходящую от Бога. Фактически, став преданным, мы, вообще, отходим от слова карма и применяем только слово милость. Но зачастую мы излишне торопимся и думаем, что теперь мы под личным контролем Кришны, и закон кармы нам больше не указ. Так начинаются серьезные неприятности. То, что у нас папа начальник ГИБДД, еще не значит, что можно ездить по встречной полосе, а фуры будут услужливо уступать дорогу нашему запорожцу.

Иногда может показаться, что можно как-то схитрить и обмануть этот закон, что в этом случае все будет более практично, более эффективно. Может, просто дать взятку, и проблема разрешится, но это просто неверие в законы справедливости, а он есть. Если мы сегодня дадим взятку, чтобы нас пропустили вперед, то завтра кто-то даст взятку, чтобы нас вернули на старое место, а точнее — задвинули как можно дальше. Если мы хотим с помощью Сознания Кришны действовать так, чтобы на нас не влиял закон кармы, значит, мы думаем, что Сознание Кришны — это мафия, которая прикрывает своих. Но мы не мафия, мы так же должны жить по правилам, как и все остальные, подчиняясь вселенскому закону.

Так, в одном небольшом американском городке некий бизнесмен решил открыть питейное заведение. Беда в том, что оно находилось на одной улице с церковью.

Естественно, церковное руководство это не устраивало, и на каждой проповеди оно призывало горожан выступать против и молиться, чтобы Бог покарал нерадивого бизнесмена. За день до объявленного открытия заведения случилась сильная гроза, молния ударила в здание бара, и он сгорел дотла. Церковники обрадовались, но ненадолго: хозяин бара подал на них в суд с требованием компенсации ущерба. Те, естественно, все отрицали. Выслушав обе стороны, судья заметил: — Я пока еще не знаю, какой вердикт вынести, но из материалов дела следует, что владелец бара верит в силу молитвы, а все церковное руководство почему-то нет...

В духовной жизни так много проблем, потому что мы, веря в Бога, не верим в законы Бога, не верим в его энергии. Если я пытаюсь обмануть карму, то я попадаю под влияние кармы. Серьезный верующий человек знает, что закон кармы невозможно обмануть, уговорить или подкупить. Гордость верующего человека состоит в том, что он думает, что его усилия в духовной жизни делают его избранным и неподверженным законам кармы. Что по милости Бога все как-то обойдется. «Я брошу свою семью ради преданного служения, и Господь защитит меня от реакций». Но Господь не знакомый прокурор нашего папы. Он ко всем беспристрастен. Он делает скидку только своим чистым преданным, но это пока точно не мы.

В действительности к верующему человеку последствия его деятельности иногда приходят еще быстрее и жестче, чем ко всем остальным. Только тот, кто смог это принять, становится действительно верующим, действительно преданным Бога и фактически только с этого момента и начинается его бескорыстное преданное служение. До этого мы ожидаем, что преданное служение сделает нашу жизнь беспроблемной. И в этом наша основная корысть, которая и отравляет сам процесс преданного служения. Нам нужна не преданность, нам нужна избранность. Вместо преданного служения мы начинаем заниматься алхимией, искать способы как бы сделать так, чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было. Но такое мышление не сильно отличается от атеистического.

Верующий не должен имитировать веру, он должен действительно верить в Бога и во все его энергии тоже. А получается так, что он верит в удобного для себя Бога, который должен прощать ему насилие над другими живыми существами и все его глупые поступки. Но другие живые существа — тоже дети Бога, и если мы это знаем, то должны отвечать по полной программе за каждое свое агрессивное действие. Замечая это, человек пытается ослабить свою духовную практику, чтобы его не так сильно доставал закон кармы. Но это еще раз говорит о слабости его сердца. И, совершая нехороший поступок, в сердце все равно будет жить страх наказания. Совесть не даст нам спать спокойно.

Недавно мне рассказали историю про бабушку, которая решила не пойти в церковь на какой-то религиозный праздник, а остаться дома и заняться домашними делами. Если я пропущу один день, Бог простит», — подумала она. Но в сердце ее не было спокойствия. Дети привели ей домой внука, чтобы она с ним посидела, и сами ушли. А ребенок вдруг как-то странно посмотрел на бабушку и стал кричать ей: «Молись и кайся! Молись и кайся! Молись и кайся!» Он бегал по ней по всей квартире и истошно орал: «Молись и кайся!» Бабка побелела от ужаса и помчалась в церковь, поставила свечи, сделала все, что только могла, поговорила со священником и поняла, что карма пришла. Когда она вернулась домой и рассказала все детям, они рассмеялись и сказали бабушке что ребенок просто просил поставить ему сказку про Малыша и Карлсона!

Мы готовы принять Бога, но мы не хотим принять его целиком, нам нужен Бог без его закона справедливости. Да, мы боимся оскорбить преданных в своей традиции, но как легко мы оскорбляем преданных в других традициях. И мы не верим в то, что Бог их тоже любит. Но Бог любит всех кто обращается к нему. Он любит не только тех, кто обращается к нему на санскрите. До тех пор, пока мы не начнем уважать представителей других духовных направлений, у нашего движения нет будущего. Мы не одни на этой земле любим Бога, и до тех пор, пока мы совершаем постоянное оскорбление других верующих в своем сердце, Богу будет в нем не уютно.

Нам очень хочется всеми силами доказать исключительность нашей традиции, но тем самым мы исключаем себя из числа разумных. Потому что исключительность, ради превосходства не сделает нас счастливыми. Да мы хотим быть исключительными, но мы хотим быть исключительно смиренными, а не исключительно гордыми. Во всем остальном мы проходим такие же испытания, как и все другие. И не грех поучиться у тех традиций, которые уже тысячелетиями проходят испытания именно на этой земле.

Мудрец всегда находит то, что можно перенять у другого мудреца. И те новомодные способы проповеди, которые мы сейчас используем, уже столетиями применяются в других традициях. И до тех пор, пока мы будем оскорблять проповедников других традиций, в нашем сердце не будет удовлетворения, так как это тоже оскорбление святого имени. Мы станем настоящими смиренными верующими только тогда, когда перестанем оскорблять других верующих.

Ничто не мешает нам доказывать исключительность нашей традиции, но нельзя это делать через оскорбления и унижения других верующих людей. Надо утверждаться через свои достижения, а не через принижение чужих достижений.

Мы должны не просто действовать, а вдохновлять своими действиями. Критика, оскорбления и унижения не самый вдохновляющий аспект нашей проповеди. Нам кажется, что если у нас все получается, то мы на правильном пути. И часто проблема именно в этом: мы делаем что-то полезное, но не самым лучшим способом. А иногда бывает, что и дело стоящее, и метод хорош, но Кришна, желая приблизить нас к себе, специально устраивает для нас какие-то испытания.

Неверно думать, что Кришна хочет, чтобы мы страдали. Кришна не садист. Трудности, с которыми мы сталкиваемся, помогают нам обрести некую силу, определенные способности, дающие нам возможность «прорубиться» сквозь толщу гун материальной природы. Но если мы постоянно оскорбляем верующих, у нас не хватит сил преодолеть гунны, и падение станет неизбежным. Мы закрываем глаза на такие оскорбления, но эта одна из реальных причин наших проблем.

Мы не просто закрываем на это глаза, зачастую нам даже нравится оскорблять верующих других традиций, так выходит наружу наше желание оскорблять, потому что оскорблять своих мы все-таки боимся. Но если есть оскорбления других, значит, в сердце живет и оскорбление своих, и в один прекрасный момент оно тоже вырвется наружу и уничтожит все наше преданное служение. Так происходит стандартное падение. И это мы видели уже много раз.

И если все-таки падение произошло, не стоит излишне себя самоуничижать. Мудрецы говорят, что в жизни нет неразрешимых проблем, так как жизнь все равно заканчивается, а с ней заканчиваются и радости, и горести. Поэтому надо настроиться на правильное поведение, на правильное мышление и спокойно выбраться из сложившейся ситуации. Да, в саму ситуацию мы попадаем очень неспокойно, но выбираться из нее надо крайне аккуратно. Надо аккуратнейшим образом спасти все, что осталось. Это примерно похоже на спасение тех, кто попал в завалы во время землетрясения. Да, само землетрясение было страшным, но теперь надо провести тихий час, послушать, где кто зовет на помощь, и точечными усилиями спасти всех, кто остались в живых.

Итак, что же делать, когда пропал вкус к преданному служению? Мудрецы рекомендуют сильно не расстраиваться, так как это естественная ситуация для начала духовного пути, а начало — это не один год и не десять. Началом может быть даже и не одна жизнь. Если мы вечером устали и больше не хотим работать, нет смысла кончать жизнь самоубийством. Надо просто уметь негреховно отдыхать. Нет большой проблемы в том, что вкус уходит, основная проблема в том, что мы делаем глупости и излишне разочаровываемся, когда этот вкус уходит.

Главное в период отсутствия вкуса не делать ничего греховного, не оскорблять преданных, не искать причины в ошибках руководства или в философии. В период трудностей надо просто культурно выжидать, когда вкус снова вернется. Он обязательно вернется, как возвращается голод. Надо просто немного подождать и не есть всякую гадость. Основное искусство начального этапа преданного служения — это умение негреховно расслабляться. Сон — это не грех, и отдых от преданного служения — тоже не грех, а восстановление сил.

И не надо друг друга постоянно напрягать. Нам кажется, что чем больше преданного служения, тем лучше, но всего должно быть в меру — и преданного служения тоже. Пока мы находимся в материальном мире, внутри материального тела, мы можем перегреваться, это естественно и для тела, и для ума, и, вообще, для любого механизма. Время работы должно сменяться временем для отдыха. Но мы иногда считаем отдых грехом. Отдых не грех, он дан самим Богом: нам просто надо отключиться, расслабиться, отдохнуть, поесть и поспать. Иначе тело не выдержит и трех дней. Помните: не надо путать желание вдохновить человека с желанием его напрячь. Вдохновение — это сила, которую можно передать, и человек дальше будет действовать сам. А напряжение не передается, его надо постоянно поддерживать, постоянно напрягать еще больше.

Тот, кто вынужден напрягаться, должен столько же времени посвящать и расслаблению. В хатха-йоге после серии напряженных упражнений необходимо проводить достаточно длительное расслабление в шавасане. Но почему надо так долго расслабляться? Потому что мы не можем сделать асану, как полагается, а асана начинает приносить пользу только тогда, когда мы можем в ней расслабиться, и пока этого расслабления в асане нет, надо заканчивать асану и расслабляться в шавасане.

Так и преданное служение может быть непрерывным и бескорыстным, если мы способны в нем расслабиться. Если этого расслабления не происходит, то и нет смысла переживать. Надо отдохнуть и переключиться на другую деятельность. Перегретый механизм требует капитального ремонта и огромных денежных вложений. Поэтому, если пришло время отдохнуть, не стоит думать, что это падение. Но даже если это явное падение, то также надо понять, как себя правильно вести в этом случае.

В такие моменты надо вести себя благочестиво, совершать много хороших поступков и делать пожертвования. Это очистит сердце, и вкус к духовной жизни вернется. Если нет желания практиковать духовную жизнь, не надо превращаться в грешника и мстить духовной жизни всеми возможными способами. Надо абсолютно спокойно пожить жизнью хорошего человека, совершая как можно больше добрых дел.

Этот стиль жизни позволит свести к минимуму последствия падения. Фактически в этом случае их может вообще не быть. Большинство окружающих может даже не заметить, что были какие-то проблемы. Просто не надо хлопать дверью, если хотите уйти. Уйдите тихо, культурно, уважительно и поживите так, как хотите, даже не говоря никому, что вы больше не хотите заниматься преданным служением. В мире гун нет ничего необычного в том, чтобы попасть под их влияние. Главное не гордится своим избранным положением и мудро вести себя во время трудных периодов.

Христианская притча

Некогда в Дании царствовал король Канут, которого называли Великим владыкой морей. Однажды Канут стоял на морском берегу, окруженный своими приближенными. Они превозносили могущество короля, говорили, что он справедливо зовется повелителем морей, и что для него нет ничего невозможного на земле, ибо он всемогущ. Слушая такие речи, король сказал:
- Принесите мне мое кресло и поставьте здесь, на краю скалы.
Кресло принесли, царь сел и опять стал глядеть на море. Между тем поднялся ветер, и волны с шумом стали набегать на берег.
- Не смей подходить ко мне, море! ?- грозно крикнул Канут.
И обратился к придворным:
- Ведь оно должно исполнить мою волю, не так ли?
Те молча поклонились царю в знак согласия.
- Так подойдите ко мне, друзья, ближе.
Придворные подошли.
А буря на море разыгрывалась все сильнее и сильнее. Волны, как бешеные, кидались на берег. Трусливых придворных разбирал страх, но отойти они боялись, а король сидел и будто ничего не замечал. Но вот одна волна так сильно ударилась о берег, что окатила всех водой. Придворные закричали от страха и отскочили назад.
- Как вы можете, стоя подле меня, бояться моря? спросил царь.
- Разве не сами же вы сказали, что я - повелитель морей и ветров?
Придворные молчали. Тогда Канут встал и, указывая на себя, сказал:
- Смотрите - это ваш король.
Затем, подняв руки к небу, добавил:
- А там ваш Бог! Если бы Канут был на самом деле всемогущим повелителем моря, тогда оно повиновалось бы ему. Есть только единый истинный Бог, который всемогущ и которому повинуются и ветры, и моря, и люди, и все им созданное.

Нашу постепенную деградацию можно увидеть по тому, как мы начинаем гордиться своими знаниями, как думаем, что если что-то узнали об Абсолютной Истине, то это знание должно теперь защищать нас от собственной глупости. Но зачем нас защищать от глупости, ведь если мы перестанем получать реакции за глупые поступки, то мы никогда от них и не избавимся. Это все равно, что сами родители переделывают в дневнике своего ребенка тройки на пятерки.

Однажды к старому Учителю китайских боевых искусств пришел ученик-европеец и спросил:
- Учитель, я чемпион своей страны по боксу и французской борьбе, чему еще вы могли бы научить меня?
Старый мастер помолчал некоторое время, улыбнулся и сказал:
- Представь себе, что, гуляя по городу, ты случайно забредаешь на улицу, где поджидают несколько громил, мечтающих ограбить тебя и переломать тебе ребра. Так вот, я научу тебя не гулять по таким улицам.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика