Не забывайте о Боге!

Глава 11 текст 44

"Жизнь, как героический поступок для Бога ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Сейчас много говорят об обязанностях мужа и жены. В какой-то мере это превратилось в некую лекторскую моду, а потому слушателям кажется, что стоит каждому выполнять свои обязанности, которые написаны в тех или иных разделах вед, и сразу в их жизни все наладится. Но в действительности за всем этим обилием наставлений мы забываем, что в этих обязанностях мужа и жены первым пунктом идет самая главная обязанность - всегда помнить о Боге и никогда Его не забывать. И у мужа - это первый пункт в его обязанностях, и у жены - это тоже первый пункт. Все остальные обязанности вторичны и зависят от места, времени и обстоятельств. Иногда мужу приходится выполнять некоторые обязанности жены, а иногда жене приходится выполнять некоторые обязанности мужа, но это вторичные правила, только первую обязанность всегда помнить о Боге, что бы ни происходило, они должны выполнять все время, в любом месте, в любое время и при любых обстоятельствах.

Мы возьмем для сравнения аюрведу. В ведах так много написано о системе здорового образа жизни, о правильном питании, о профилактике и лечении. Но даже если применять все эти знания, забросив все остальные обязанности, все равно это не избавит наше тело от всех болезней. Шрила Прабхупада иногда сразу начинал свою лекцию со слов:«Первое, что вы должны понять, что тело - это храм болезней, и оно будет доставлять беспокойства, пока вы живы. А болезнь - это вечный спутник жизни, от которого невозможно избавиться». Так и в семье, мы можем следовать всем правилам и предписаниям, но это не значит, что в результате проблем никаких не будет. Мы попадаем в ловушку ведической сентиментальности, думая, что если жить по ведическим наставлениям, то все проблемы исчезнут. Нет, пока мы находимся в этом мире, в этом теле, проблемы будут. Поэтому наша задача - не потратить свою жизнь на избавление от одной проблемы за другой, а сразу подняться над всеми этими проблемами, что возможно, если постоянно помнить о Боге и никогда Его не забывать. Запомните - наша задача не бороться с проблемами, а вернуться к Богу.

«Девушки так красиво одеваются только по одной причине,- пишет Шрила Прабхупада,- они хотят найти прибежище, им хочется, чтобы кто-то сильный и богатый взял за них ответственность». И парни ведут себя так гордо и круто, чтобы тоже найти прибежище, им тоже надо, чтобы кто-то опытный взял на себя обязанность устроить вокруг них нирвану. Им хочется быть Вишну, который возлежит на мягком диване и ему его Лакшми приносит вкусные блюда и массирует стопы. Каждому мужчине нужен свой маленький молочный океан... Правда это прибежище мы пока ищем у противоположного пола, но это явление можно немного ослабить, просто помня о том, что мы все время ищем прибежище, это наше естественная потребность. Так почему бы не искать убежище у Бога и в семейной жизни тоже? Именно поэтому правило всегда помнить о Боге и никогда Его не забывать, является первым и в семейной жизни. Оно не становится вторым или третьим. Оно так и остается первым и главным навсегда.

Господь проверят нашу решимость достичь полного совершенства. Поэтому Он проверяет, как мы помним о Нем в здоровье и будем ли помнить о Нем, когда заболеем. Так же Он проверяет, как мы помним о Нем в счастливой семейной жизни и как мы не забудем Его, когда начнутся серьезные семейные проблемы. Мы преданные, а это значит, что мы никогда не жалуемся на ту ситуацию, которую Господь создает вокруг нас, так как все эти ситуации хотя и могут быть созданы в результате наших усилий и желаний, но все равно происходят по законам Бога. Преданные не ропщут на законы Бога. Преданные всегда их принимают и не жалуются. Поэтому, как даже в самом здоровом теле может возникнуть болезнь, и человек при этом не должен роптать на Бога, а еще больше помнить о Нем, так и даже в самой здоровой семье могут возникнуть проблемы, и мы как преданные должны так же использовать эту ситуацию, чтобы еще больше помнить о Боге, и ни в коем случае не жаловаться на Его законы.

Преданный принимает все, что приходит к нему от Господа. Мы можем прилагать какие угодно усилия, мы можем жить по всем правилам идеальной семейной жизни, но результат не полностью зависит только от нас. Последнее слово все равно остается за Господом, и как Он решит, так и будет. Одни болеют все жизнь, но живут дольше всех. Другие ничем не болеют, но их однажды сбивает грузовик. Так и в семье могут быть ежедневные скандалы, но она не распадается и прекрасно существует, а в другой семье может быть все тихо и спокойно, но в один прекрасный момент они просто не могут быть вместе и все. Смерть всегда приходит неожиданно, к ней невозможно подготовиться, поэтому мы прилагаем все наши усилия, чтобы содержать свою семью в наилучшем состоянии, но, в конце концов, самое главное, чему мы учимся - это всегда помнить о Боге и никогда Его не забывать. Если мы этому учимся в одиночестве - это духовное одиночество. Если мы этому учимся в семье - это духовная семья. Мало пройти обряд виваха-ягьи. Он не делает семью одухотворенной, он просто позволяет нам принять обеты перед самыми уважаемыми людьми в этом мире - перед преданными, перед духовным учителем, перед Богом, в конце концов. Но если мы думаем, что наши обязанности - это просто культурные правила поведения, соблюдая которые мы станем счастливыми, то мы также ошибаемся, если думаем, что можно подобрать диету так, чтобы не болеть...

Мы готовы приложить все свои усилия и принять от Бога ту семейную жизнь, которую Он решит, что она для нас будет наилучшей. Если Он решит, что для меня лучше идеальная семья, я приму это как величайшую милость Бога. Если Он решит, что для меня лучше всю жизнь промучиться от неразрешимых семейных проблем, я приму это не просто как величайшую милость, а как особенную милость Бога, так как в этой милости есть еще и божественная загадка, которую я должен разгадать. Если в милости Господа есть проблема, такая милость называется особенной, и в задачу преданного входит понять, что он должен сделать в этой проблеме - решить ее, или терпеть ее, или стать специалистом в этих проблемах. Нет ничего интереснее особой милости Бога.

Так проповедь тоже является особой милостью Бога. Вы не можете всем одинаково говорить о Боге, каждый раз что-то пойдет не так, и вы будете вынуждены искать особый подход, подход, о котором вы сами не знаете и ни от кого о нем не слышали. Что может быть интереснее этого? Иногда я прихожу в зал и понимаю, что лекция, которую я готовил несколько дней, вообще не подходит для этих людей. Я вдруг понимаю, что начинается особая милость Господа и теперь надо говорить не так, как обычно, не так, как готовился. И это чудо, это чудо проповеди, это счастье проповедника.

Так и в семейной жизни мы можем действовать по заготовкам, которые нам уже даны тысячу раз в стандартных наставлениях для мужа и жены, и в простых ситуациях они, несомненно, хорошо работают. Но не забывайте, что мы создаем семьи из преданных, а это значит, что без особой милости Господа все равно обойтись не получится, так как Он хочет сделать нас по особенному счастливыми. Даже мышка может испытывать счастье, если она убежала от кошки. Господь хочет дать нам более интересное счастье, а потому проливает на нас необычную милость, и эта милость иногда проявляется в виде конфликтов в семьях преданных, которые мы должны решать в духе преданности, а значит, помнить о Боге и никогда Его не забывать.

Когда сестру Шрилы Прабхупады Пишиму выдали замуж, она не знала, куда она идет. Так иногда бывает в индийских семьях. И когда ей в первый раз положили в тарелку угощение, она увидела, что ей положили рыбу, а она была с рождения преданной. И она просто сидела перед тарелкой и плакала, плакала, плакала, не зная как поступить. Это был первый раз, когда она ела со своими новыми родственниками. Очень щепетильная ситуация. И старшие женщины поняли, что что-то не так и, уведя ее в другую комнату, расспросили, почему она плачет за столом. И она призналась, что никогда в своей жизни не ела рыбу. Тогда старшие женщины успокоили ее и сказали, что теперь в этом доме для неё будут готовить отдельно, и никто не посмеет смеяться над ее принципами питания.

Запомните, если мы встали на путь преданности, значит, рано или поздно нам придется пройти через лилу Драупади и вскинуть руки вверх, понимая, что больше никакими материальными усилиями ситуацию решить невозможно. Да, мы стараемся изо всех сил, и Драупади тоже очень старалась. Никакой женщине не захочется остаться голой на людях, но в один момент она поняла - бесполезно, осталась последняя складка и дальше просто смерть. И это при живых мужьях, которые стояли рядом и ничем не собирались помочь. Они что, не знали правила семейной жизни? Да все они знали, но Господь решил, что пришло время, когда эти правила уже ничего не будут значить. И тогда Драупади поняла, что это особая милость Господа, не каждый день, имея 5 мужей великих воинов, раздевают перед всем народом, да еще и в их присутствии. И тогда она вспомнила первое правило жизни в этом мире - всегда помнить о Боге и никогда Его не забывать - и решила, что раз уж позор, то я его использую для того, чтобы даже в такой ситуации помнить о Боге, и отпустила сари. И это очень понравилось Господу! Разве могла она хоть на секунду забыть о Нем? Никогда! Она всегда Его помнила!

Так и мы, пока не научимся всегда помнить о Боге и никогда Его не забывать, будем проходить через различные ситуации, чтобы раз и навсегда понять - это наше первое правило и никакое другое не должно его уводить на второе место. Какая разница, кто больше денег в семье зарабатывает? И так как наша жизнь в основном проходит в рамках семейных отношений, то и так много милости Господа приходит к нам именно через эту социальную систему. Если Господь захочет, чтобы мы вспомнили о Нем во время того, как с нас срывают сари, значит, так мы Ему и предадимся, и в этот момент наше сари станет бесконечным... Это значит, что к нему прикоснулся Господь! Каждому придется пройти через это самому в той или иной мере. Это надо помнить, читая ведические произведения. Они написаны только для одного - показать нам героический стиль поведения. Наш герой Бог, и ради Него мы должны быть готовы совершить героический поступок. И вся наша жизнь должна быть подготовкой к этому.

Есть интересная история на эту тему.

Однажды один мальчик вернулся вечером домой. Целый день он простоял у кузни, глядя, как работает кузнец. С важным видом он сообщил отцу:
— Папа, я теперь могу работать кузнецом. Я знаю всё, как надо делать. Там нет ничего сложного. Я посмотрел и всё запомнил.
Отец позвал сына попить чаю. Он налил две чашки чая: одну себе, а другую сыну. Пододвинув к себе сахарницу, он начал макать куски сахара в чай и класть в рот, запивая. Сыну же он сахар не дал.
После чаепития, отец спросил сына:
— Ну что, сынок, сладок ли был тебе чай вприглядку?
— Как же он мне будет сладок? — возмутился сын. — Это же ты пил вприкуску!..
— Но ты же смотрел на мой сахар, ты видел, как я его ел. Неужели тебе не стало сладко?
— Не стало, — обиженно ответил сын.
— А как же ты смог овладеть профессией кузнеца, лишь наблюдая за его работой?

Так и нам Гоcподь дал семейную жизнь, чтобы мы в ее рамках совершили героический поступок для Бога, а значит, всегда помнили Его и никогда не забывали, просто вспомните об этом, когда начнутся очередные приключения в этом не оскудевающем на неприятности материальном мире...

Шрила Прабхупада говорил, что этот мир называется ванчака-ванчи - одни обманывают, а другие становятся жертвами обмана. Чем лучше обманывает современный человек, тем большим специалистом в жизни он себя считает. И мы вынуждены жить в этом мире, и даже если мы ведем себя идеальным образом, выполняя все правила и предписания, мы все равно будем соприкасаться с тем или иным видом обмана. Наивность приводит к страданиям, поэтому мы должны быть готовы к самым неприятным ситуациям. Иногда мы должны еще сильнее обмануть в ответ, чтобы избежать последствия обмана. Но в конце концов, в какую бы ситуацию мы не влипли, если мы помним главный принцип - делать все для Бога, всегда помнить Его и никогда не забывать,- то это будут не просто грязные разборки, это будут увлекательные лилы. И это наш секрет, который просто не может понять человек не посвященный.

Для того, чтобы это понять, надо стать нишкинчаной - тем, для кого материальный мир утратил свою ценность. Только в таком состоянии я могу отпустить свое сари, не увидев в нем ничего ценного. Если этого понимания нет, если мне кажется, что в этом мире осталось еще что-то важное, то придут Дурьедхана и Карна и покажут мне, в какой иллюзии я нахожусь. И Духшасана будет прилагать все усилия, чтобы опозорить меня до тех пор, пока я не отпущу свое сари, свою привязанность к этому миру и не стану нашкинчаной. И Ачарье говорят, что именно в этот момент человек перестает быть жителем этого мира и становится готовым для возвращения в мир духовный. Мы должны отпустить пятиметровое сари, чтобы получить от Кришны сари бесконечное. Хорошая перспектива для всех матадж...

Но есть еще одна особенность. Подождите сильно радоваться. Наша материальная привязанность к этому миру выражается в том, что мы требуем от Кришны защиты и очень радуемся, когда читаем о том, что Кришна просит Арджуну передать всем, что преданный никогда не погибнет. Да, это действительно так, но в молитве о защите есть еще немного от попытки сохранить для себя немного материальных привязанностей. Поэтому Прабхупада учил нас молиться особенным образом: - Кришна, я предался Тебе, и теперь, если Ты хочешь, можешь защитить меня, если хочешь - убей меня. Можешь делать со мной, что Тебе хочется. А не так, что мы меняем короткое сари на длинное. Только когда мы будем готовы к тому, что Кришна не даст нам бесконечное сари, вот тогда мы станем подобными Драупади, и тогда Кришна будет всегда рядом с нами, и мы никогда Его не забудем.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика