Не забывайте о Боге!

Глава 15 текст 19

"Суть изучения Абсолютной Истины ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

В этом стихе дается сама суть изучения Абсолютной Истины. И секрет состоит в том, что если человек знает главное, то он автоматически узнает и все второстепенное. Тот, кто понял абсолютное, естественным образом понимает и все относительное. Поэтому тот, кто изучает Абсолютную Истину, не волнуется по поводу того, что есть так много всевозможных других знаний и такой огромный объем информации в этом мире. Он знает самое главное и поэтому больше ни в чем не нуждается. Если он даже что-то и изучает, то делает это не оттого, что ему чего-то не хватает, а оттого, что хочет еще каким-то образом послужить Абсолютной Истине. Ведь совершенству нет предела, но все это уже стадии того же самого совершенства. Это похоже на то, как человек, получивший золотую медаль чемпиона, хочет получить еще одну на следующем соревновании. Дважды чемпион –все равно чемпион. Что ему уже доказывать? Просто ему хочется быть еще совершеннее – вот и все.

А получить совершенное знание совсем не сложно. Оно даже называется –шрути, а это означает, что знание об Абсолютной Истине должно быть просто воспринято на слух. Но мы не хотим просто слушать, мы хотим все изучать сами,сидя дома, в уютном кресле с бутербродами на тарелке под рукой. Изучать знание на слух – это самый эффективный метод, но и фактически самый сложный. Сложный он не потому, что требует каких-то особых способностей, а потому, что требует отсутствия гордыни. Когда я изучаю что-то сам, то в этом изучении самое главное не то, ЧТО я изучаю, а то, что это изучаю Я! В самостоятельном изучении "Я" стоит на первом месте, стало быть, знание явно уходит на второе. Если же я изучаю знания через слушание, то, слушая другого, автоматически отодвигаю своё "Я" на второе место – тогда на первое выходит само знание, а значит, и Абсолютная Истина.

В трактатах говорится, что наше время – Кали-юга – это время шудр. И дальше объясняется, кто такой шудра: это тот, кто постоянно горюет без причины. Интересно, что за тысячи лет до нашего времени было дано настолько точное описание современного депрессивного человека! И Бхагавад-гита как нельзя лучше подходит для таких людей – для горюющих шудр нашего времени, для нас... И Арджуна вначале специально проявляет эти симптомы депрессии, чтобы мы ясно увидели, что это произведение именно для нас. Это состояние, которое сейчас известно под термином депрессии, в трактатах названо невежественным горем или горем от невежества. Соответственно, и лечится такое горе получением систематизированного знания об Абсолютной Истине. Вместо того чтобы сидеть и плакать по ночам, пойди и поищи Абсолютную Истину – это не будет сложно, потому что Она сама всегда ищет тебя!

А теперь ответьте мне на вопрос: как узнать человека, который понял Бхагавад-гиту? Да он никогда не будет горевать – он будет всегда вдохновлен и воодушевлен на новые героические дела и свершения! И с чего начинается Бхагавад-гита – с понимания важности уважения старших! Арджуна у всех на виду принимает подчиненное положение для того, чтобы разрешить свои проблемы. Потому что без уважения невозможна передача знания, и Арджуна демонстрирует это всему миру. В трактатах говорится, что Солнце и Луна, главные планеты в гороскопе человека,сразу же становятся благосклонными к тому, кто уважает и почитает своих отца и мать. На Западе с каждым днем этого уважения становится все меньше и меньше.Ребенок может вызвать полицию и попросить ее посадить его родителей в тюрьму.Современный человек во время обучения может положить ноги на стол и так сидеть,поплевывая сверху на своего учителя, который распинается перед ним, пытаясь хоть что-то ему объяснить.

Именно это и понимает Арджуна на поле битвы Курукшетра. Перед ним встает самый сложный выбор в мире: если он победит, то убьет всех, с кем было связано его прошлое; а если проиграет эту битву – будет убит сам. И ему не нравится ни тот, ни другой вариант. И такие тупики должны приводить только к одному решению, к которому и приходит Арджуна. Он понял, что ему не обойтись без по-настоящему мудрого учителя, который видит намного дальше и глубже, чем он сам, – без учителя,который способен вывести его из тупика. Собственно говоря, с этого и начинается Бхагавад-гита, которая с одной стороны говорит нам, что мы все в тупике, а с другой стороны она же говорит, что выход можно найти, но не самому, а с помощью истинного духовного учителя.

И Арджуна показывает нам пример такого разумного поведения. Он останавливает начало битвы и начинает учиться: начинает разбирать ситуацию, пытается понять, как надо действовать правильно. И мудрецы объясняют,что если человек способен перед сложным действием включать свой разум, значит,он действительно владеет своими чувствами и умом.Йоги пытаются достичь этого состояния асанами и дыханием, но в последнее время у них это не получается, так как йога превратилась в ритмическую гимнастику.Бхагавад-гита же учит нас другому способу владеть самим собой – останавливаться перед важным действием и обращаться за разъяснением к духовному учителю, тем самым поднимая разум над своими умом и чувствами. Одним словом, кто такой разумный человек,кто такой мудрец? Это тот, кто хочет быть уверенным, что все, что он делает – это правильно.

Если говорить честно, то попадание в тупиковую ситуацию – это естественное состояние в материальном мире. Задача материального мира – вдохновить нас искать выход из тупика правильным способом. Грубо говоря,тот, кто попал в материальный мир – тот попал в тупик... И, блуждая по этому тупику, однажды мы поймем, что именно обращением к мудрецам решаются все наши тупиковые ситуации. Тупики – это признаки лабиринта. И материальный мир устроен по этому принципу – принципу бесконечного лабиринта с бесконечным количеством тупиков. А это значит, что вывести из лабиринта может только тот, кто знает,как устроен этот лабиринт. В Ведах говорится, что практически невозможно самому понять хитросплетения кармы, а эти хитросплетения и являются тем самым лабиринтом жизни.

Но есть одно условие для эффективного принятия наставлений мудрецов – мы на самом деле должны захотеть понять Абсолютную Истину, а не просто решить очередную материальную проблему. Нет смысла решать проблему одного тупика, чтобы сразу же упереться в другой. Для того чтобы починить капающий кран в ванне, нужен не учитель, а сантехник. Учитель нужен, когда я хочу понять, что такое настоящее счастье и каким поделиться с другими. Одним словом, нам нужен духовный учитель не для того,чтобы поправить свое материальное положение, не для того, чтобы больше не болеть, не для того, чтобы хорошо подкрутить все наши краны, а для того, что бы стать счастливым, независимо от того, в каком материальном положении мы будем находиться.

Это главный секрет Бхагавад-гиты, и надо быть готовым, чтобы его принять. А секрет состоит в том, что никакое количество денег, никакое здоровье, никакая должность, никакие материальные удобства не смогут избавить нас от скорби.Только духовное знание, полученное от настоящих мудрецов, может помочь нам это сделать. Пока у нас есть надежда, что, может быть, не все возможности еще исчерпаны, может, в каком то из тупиков прячется сундучок с нашим счастьем, – Бхагавад-гита не откроется нам, и так и будет очередной непонятной восточной книгой, в которой на каждой странице написано одно и тоже. Нужно осознать, что для начала надо избавиться от самонадеянности и гордости. Только когда я пойму, что ничто другое, кроме духовного знания, мне больше не поможет, только тогда это духовное знание станет для меня понятным. И не просто понятным, а сладким как нектар.

Для человека знающего сама материальная ситуация не меняется – меняется его отношение к этой материальной ситуации: она просто больше не заставляет страдать. Но как нелегко современному человеку принять учителя... Потому что принять учителя – это отказаться от своего эго, а значит, позволить учителю себя отчитывать. А если от эго не отказаться, то оно станет еще больше и сильнее. Мы будем думать:" Да кто он такой, чтобы меня поучать? Да кто он такой чтобы меня отчитывать?".Поэтому не все ученики понимают Абсолютную Истину: некоторые становятся еще наглее и тупее. Да, учеников надо не только хвалить, их надо еще и отчитывать.Если учеников только хвалить, то они вырастут невоспитанными. Достойным человек вырастает, только если его в процессе воспитания и хвалили, и наказывали. К сожалению, в наше время в этом балансе наблюдается явные отклонения то в одну,то в другую сторону...

И это все означает,что невоспитанный человек не овладеет знанием в полной мере, и следовательно, –что бы с ним не происходило, он будет страдать. В Бхагавад-гите ясно утверждается, что истинное знание должно избавлять человека от скорби. Действительно знающий человек не может находиться в депрессии. И именно это и говорит Кришна Арджуне в самом начале Бхагавад-гиты: " Ты думаешь, что все знаешь, но почему ты тогда так страдаешь? Знающий человек не должен предаваться унынию". Да, ему может быть очень трудно. Да, он может быть в большой опасности. Но он не должен быть в депрессии... Депрессия – признак дремучего невежества, и Бхагавад-гита впервые так глубоко разбирает эту болезнь, которая началась 5000 лет назад...



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика