Не забывайте о Боге!

Глава 18 текст 36-37

"Отличие духовного и материального счастья..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Проблема современного человека в том, что он никак не может понять, что искать счастье там, где его никто так и не нашел, как минимум странно. Сколько человек уже пожило на этой планете, и никто так и не нашел так называемое материальное счастье. Этот мир состоит совсем из другого, он состоит из заблуждений и разочарований. Миллиарды людей до нас попробовали наслаждаться деньгами, властью, силой, противоположным полом, и все потерпели фиаско. Они не смогли это удержать в своих руках, но мы все равно идем тем же путем, думая, что у нас это точно получится, мы то не такие, как все. Наши руки какие-то особенные, шестипалые. Может поэтому присутствие на руке или ноге дополнительного пальца считается на востоке хорошим знаком? Поэтому в трактатах такое поведение называется жеванием пережеванного. Помните, как раньше дети жевали одну и ту же жвачку по очереди. Жвачка вроде красивая, вроде так модно ее жевать, вроде тебе все завидуют, а на вкус обыкновенная резина.

Однажды ходжа Насреддин отправился на базар и долго ходил взад и вперёд вдоль прилавков, прицениваясь, но ничего не покупая. Охранник рынка некоторое время наблюдал издали, но, в конце концов, обратился к нему с назиданием:
- Уважаемый, я вижу, денег у вас нет, вы лишь напрасно беспокоите торговцев. Подай вам это и то, поменяй фасон и размер, взвесь и порежь, а выгоды купцу ни на грош. Если бы я не знал, что вы ходжа Насреддин, подумал бы, что на рынке завёлся воришка: ждёт, пока купец отвернётся, чтобы запустить руку в чужой карман.
В ответ на это ходжа вытащил из кармана кошель, полный золотых и серебряных монет, и молча, подал его стражнику. Тот принялся извиняться. Насреддин жестом остановил его, показывая, что не в обиде, и сказал: - Обычно я покупаю здесь на сумму столь незначительную, что выбирать товар долго не приходится. Но сегодня меня пригласил для беседы наш правитель Тимур и, провожая меня до ворот, дал мне этот кошелёк. Он сказал: «Милый ходжа, я хочу, чтобы ты пошёл на базар и купил что-нибудь такое, что способно доставить тебе маленькое человеческое удовольствие». Вот уже четвёртый час я брожу здесь и выяснил за это время, что маленькое человеческое удовольствие можно получить лишь бесплатно, выбирая и прицениваясь. Но, заплатив деньги, немедленно его теряешь...

Примерно так проходит и наша жизнь. Но иногда вдруг, абсолютно незаслуженно, мы получаем возможность встретиться с настоящим мудрецом, и если нам повезет оценить эту встречу, то в результате этих духовных взаимоотношений мы можем вырваться из власти этой иллюзии и начать другую жизнь, жизнь, наполненную настоящим вкусом. Понять, что мы жуем уже давно пережеванное, причем пережеванное миллиардами, можно только в обществе мудрецов. Представьте себе, что вам дают жвачку, которую уже пожевала вся ваша школа. Вот и нам жизнь предлагает то, что уже пережевано всем миром. Пора начать поиск настоящего вкуса. Поэтому те, которые думают, что мы отказываемся от мира, глубоко ошибаются, мы отказываемся от безвкусия, мы отказываемся от пережеванного и отправляемся в мир настоящих ощущений, в мир вечно нового и постоянно углубляющегося счастья.

И начинается этот путь с очищения. Да, очищение немного неприятно, оно требует серьезных усилий, аскез и героического терпения. Но мудрецы знают секрет очищения: оно сначала подобно яду, но в конце становится чистым нектаром. Чтобы увидеть красоту гор, надо подняться на самую вершину. Идти в горы не просто, может сойти много литров пота, но цель стоит того. Такая готовность терпеть очищение и называется смирением. Только смиренным покоряются вершины. Они просто идут вперед и понимают, что настоящая ценность труднодостижима. Сколько надо времени и усилий, чтобы заработать миллион долларов? А мы собрались получить самое ценное, что только может быть в этом мире - любовь к Богу!

динадау мураре нишадау мураре динардхе мураре нишардхе мураре динанте мураре нишанте мураре твам эко гатир нас твам эко гатир на

«О, Господь Мурари, в начале, середине и в конце всех наших дней и ночей Ты всегда остаёшься единственной целью наших жизней». (Шри Дакшинатья, Падьявали Шрилы Рупы Госвами, текст 73)

И это труд, который требует не просто усилий, а сбалансированных усилий. Если человек только трудится изо всех сил, но не изучает духовную философию, то он превратится в карми и будет тяжело трудиться просто ради того, чтобы получить зарплату. Его жизнь превратится в одну длинную и темную каменоломню без начала и конца. Если же он наоборот все время философствует и ничего не делает на благо окружающих, то он превратится в гьяни и проведет всю свою жизнь в спорах о том, что правильно, а что не правильно. Он задохнется в пыли библиотечных полок.

Если же человек будет думать, что надо просто любить Бога, а действия и философия его отвлекают, то он превратится в сахаджиста и запутается в своих собственных чувствах, так и не поняв, духовные это переживания или материальные. Поэтому мы должны понять, как правильно действовать во всех направлениях своего развития, чтобы не превратиться в фаната, идущего только на восток, не понимая, что путь не может проходить только по прямой, что иногда надо и сворачивать, чтобы обойти препятствие. Если научиться правильно сворачивать, то можно по узенькой тропиночке перейти самый высокий горный перевал, так, например, устроен великий шелковый путь. Тропинка вовсе не пряма, но приводит к нужной цели и вполне безопасна.

Все аспекты духовного развития для нас крайне важны и за ними надо внимательно следить и ухаживать. Однажды Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура спросили, какая история о Боге самая лучшая. Все ожидали, что он скажет, что это танец раса. Но он стал очень серьезным и строгим голосом сказал: «Каждая история о Боге лучше, чем все остальные». Поэтому благость - это заботиться обо всех аспектах своего духовного развития. Так, если мы вымыли только один угол в своей комнате, то это не благость, это самый что ни на есть махровый тамас. Так и если мы очистили только один аспект своей жизни, а другие просто забросили, думая, что они очистятся сами по себе, то это не будет благостью, это будет хитростью и не более того.

Духовное счастье отличается от счастья материального. Материальное счастье - это желание сконцентрироваться на чем-то одном и бросить ради этого все остальное. Человек ради новой любви бросает все, что он любил до этого. Поэтому так трудно жить в мире измен. Фактически это счастье предателя. Духовное счастье трансцендентно и имеет абсолютно другую природу. Оно требует любви ко всем живым существам, так как такой человек понимает их связь с источником любви. Духовная любовь - это полноценная любовь ко всем, но с разным оттенком, с разной степенью близости. Духовная любовь бесконечна, а потому в ней может быть бесконечное количество оттенков, что мы и находим в наших духовных взаимоотношениях с окружающими. Она вырывает человека из болота эгоизма и открывает перед ним океан любви и служения. Поэтому мудрецы ходят от двери к двери и просят каждого хоть что-то сделать на пути к счастью. Ведь даже маленький шажок на этом пути может дать нам вкус, который мы не забудем никогда.

Однажды один отреченный мудрец зашел в дом, но видно он зашел не в самый спокойный момент, и раздраженная хозяйка накричала на него, как на попрошайку. Эта раздраженная женщина отругала его, как следует, и посоветовала устроиться на работу и приносить хоть какое-то благо обществу. И, в конце концов, чтобы его проучить, она вынесла из дома совок пепла из печи и бросила ему эту золу в чашу для подаяний. Но мудрец вдруг улыбнулся и с радостью сказал: «Огромное тебе спасибо, женщина, наконец, ты что-то смогла отдать. Теперь, с этой секунды, началась твоя духовная жизнь, теперь я могу спокойно идти дальше». Мудрецы побуждают нас что-то сделать для Бога, и это может дать нам искорку духовного вкуса, которая может разгореться в пламя настоящей божественной любви.

Так постепенно может измениться наше внутреннее состояние. Никакие внешние, механические способы так просто не помогут. Помню, как один человек изменил себе имя, отчество, фамилию в паспорте и назвался Роман Харевич Кришниц. Но этого мало, очень мало, фактически это ничего не даст, если в сердце все останется по-прежнему. Интересно, что ученым очень нравится изучать нецивилизованные племена, которые прячутся в глухих лесах. Всем интересно изучать людей, которые мало что знают. Но почему бы не изучить жизнь цивилизованных людей, жизнь великих святых и мудрецов? Но это никому не интересно. Одним словом, кого мы изучаем, тем мы и становимся. Если мы будем изучать обезьян, то в них постепенно и превратимся. Недавно я хотел посмотреть фильм про Индию, но был разочарован, много часов подряд оператор снимал, как живут индийские обезьяны. Они прыгали на фоне священных храмов и мудрецов, но весь фильм рассказывалось о том, как они воруют, дерутся и совокупляются... Очень грустный фильм, хотя Дарвину он бы, наверное, понравился.

Вместо того чтобы изучать мудрость, мы становимся профессиональными убийцами времени. Посмотрите на человеческие изобретения - это просто оружие для убийства времени. Телевидение, игры, а теперь и интернет. Мы должны перестать убивать время и отдать его Богу. Желание отдавать - это совершенство жизни, но мало кто к нему стремится. Отдача связывает нас с Богом, а Бог является центром всего. И если мы не видим своей связи со всеми через этот центр, то начинаем спорить и ругаться друг с другом. Бог связывает всех нас, без Него каждый будет искать свой центр, и мир превратится в мир без центра, а значит мир спорящий и воюющий. Это и есть Кали-юга, время, когда у мира нет единого центра. Поэтому передача информации об Абсолютной Истине - это не просто развлечение, это служение всему миру, который сможет объединиться вокруг единого центра и перестать воевать друг с другом.

И самое страшное - это то, что мы готовы терпеть все неприятности материальной жизни, лишь бы не предпринимать никаких духовных шагов. Эта духовная лень - самое печальное, что только может быть в этом мире. Мы вроде бы и хотим счастья и даже знаем, что его можно найти, но еще готовы терпеть материальный мир, чтобы просто как можно меньше шевелиться. Мы живем как камни, камни с глазами. Некоторые камни очень активные, это горные камни, они иногда катаются по склонам и даже давят путников или медведей, но это все равно просто камни. Они катятся только для того, чтобы навсегда остановиться на новом месте или потому что их сбил другой камень. Не похожи ли мы все на такие горные камни? Вот и интересная притча на эту тему.

Однажды один человек проходил мимо некоего дома и увидел старушку в кресле-качалке. Рядом с ней качался в таком же кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и тихонько скулила, как от боли. Прохожий про себя удивился, почему же скулит собака, а хозяева ей не помогут. На следующий день он снова шёл мимо этого дома и увидел ту же картину, собака всё так же скулила. Озадаченный человек пообещал себе, что если увидит это и завтра, то спросит о причине у престарелой пары. На третий день старушка всё так же качалась в кресле, старичок по-прежнему читал газету, а собака на своём месте продолжала жалобно скулить. Прохожий больше не мог этого выдержать.
- Извините, - обратился он к старушке, - что случилось с вашей собакой?
- С ней? - спросила женщина. - Она просто лежит на гвозде.
Смущённый таким ответом, человек спросил:
- Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?
Старушка улыбнулась и сказала:
- Значит, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места...



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика