Не забывайте о Боге!

Глава 18 текст 48

"Как бы ярко не горел огонь, от него все равно идет дым..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Это очень важный стих для современного человека, который дает ответ на большинство вопросов, которые возникают по поводу деятельности. Обычно люди жалуются, что у них все идет не так как надо, что их преследуют проблемы, что им тяжело работать и платят мало и вообще директор сумасброд. Но в этом стихе говорится о том, что так в принципе все должно и быть. Любая деятельность в материальном мире находится под влиянием гун материальной природы, а значит, несет в себе те или иные проблемы. В этом мире просто нет беспроблемной деятельности. Даже брахманам предписывается исполнять жертвоприношения, чтобы аннулировать проблемы, возникающие от их деятельности.

Да, шудрам приходится всех беспокоить, попробуйте навести уборку и никого не побеспокоить. Всем знакома уборщица, которая тыкает в ноги своей шваброй. Вайшье приходится зазывать в свою лавку, а потом продавать товар в два раза дороже и стараться всеми силами не принять его обратно. Ему приходится скрывать свои доходы или идти на подозрительные сделки. Кшатрию вообще приходится не только заниматься политикой, но и убивать своих врагов. Каждая деятельность требует своих не очень-то приятных действий, и избежать их, как правило, просто невозможно. Но несмотря на все это, человек должен продолжать выполнять предписанные ему обязанности, ведь если он может это делать продолжительное время, значит, они соответствуют его природе.

В этом стихе дается пример, который позволяет понять природу деятельности в материальном мире. Как бы огонь ярко не горел, от него все равно исходит дым. Но, несмотря на дым, огонь делает свое дело и сжигает все дрова. Так и деятельность, несмотря на все проблемы с ней связанные, постепенно очищает человека, позволяя ему подняться на боле высокую ступень миропонимания. Нет смысла без действительно серьезных причин искать другую форму деятельности, ведь любая деятельность несет в себе свои скрытые проблемы. Зависть в этом направлении абсолютно беспочвенна. Мы видим огонь издалека и завидуем ему, но подойдя ближе, мы поймем, что и у этого костра тоже есть дым и тоже режет глаза. Нам кажется, что занявшись другой деятельностью, нам не придется совершать ничего дурного, но это не так, деятельность сопряжена с беспокойствами и нам их не удастся избежать ни какими способами.

Трансценденталист думает, что занявшись деятельностью брахмана, он уж точно будет приносить всем только одно благо. Но в материальном мире нет существ полностью свободных от влияния гун материальной природы. Здесь трудно всем. Поэтому, вернувшись к примеру с огнем, мы должны понять, что, несмотря на то, что от него идет дым, слезятся глаза, он обжигает, может создать пожар, углями можно все испачкать, - все равно нам приходится продолжать его использовать в своей жизни. Люди тонут в воде, от нее бывают простуды, в ней столько болезней, иногда она приходит в виде потопа или даже цунами, но мы каждый день пользуемся водой и очень ей благодарны. Так и наша деятельность должна продолжаться, несмотря на то, что от нее может исходить достаточно много всевозможных неприятных и даже пугающих проблем. Мы не должны отказываться от выполнения своих обязанностей, только потому, что это подчас сопряжено с неприятностями.

И уж тем более это относится к духовной деятельности, которая призвана вывести человека из-под влияния гун материальной природы. Когда человек выполняет свои обязанности для того, чтобы удовлетворить Верховного Господа, его деятельность освобождается от всех изъянов. Да, это происходит не сразу, но каждый день мы становимся все чище и чище, что позволяет нам видеть свои истинную природу, природу души, которая вечна, исполнена знания и блаженства. Да, в духовной деятельности присутствуют те же материальные проблемы, так как мы ее осуществляем в материальном мире. Так если музыкант будет исполнять концерт на корабле в океане, то ему придется мириться с качкой и морской болезнью. Так и духовная деятельность, которая чиста и трансцендентна по своей природе, проходит в материальном мире, а значит, несет в себе некоторое материально воздействие. Нас тоже здесь качает и укачивает.

Поэтому мы должны понять, как действовать в этом мире. Система деятельности в принципе очень проста, надо научиться изменяться не изменяя. Есть разница между изменениями и изменой. Изменения - это подстройка под время, место и обстоятельства, это практичность, которая позволяет нам смягчить действие гун материальной природы. А измена - это отказ от основополагающих принципов жизни, от чистоты и духовности. Поэтому надо постоянно корректировать свою деятельность, изменяясь в соответствии с обстоятельствами, но в то же время не изменяя своим принципам. Не стоит, при первой же трудности изменять своим воззрениям. Если перестать путать изменения и измену, то жить станет более менее удобно и просто.

Ведь говорится же, что жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. Так и мы должны понимать, что подстраиваться под изменяющуюся ситуацию надо так, чтобы не испортить всю жизнь целиком, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Как в море, есть мелководье, есть и глубина, есть и труднодосягаемое дно, так и в жизни человека, - должны быть и материальные трудности, и исполнение предписанных обязанностей и бесконечная глубина духовной жизни. И все это может быть в нашей жизни одновременно, как одновременно это есть в океане. Так что не стоит бояться присутствия всего этого разнообразия одновременно, ведь, в конце концов, разнообразие делает нашу жизнь увлекательной.

Фактически, такая готовность терпеть все эти проявления одновременно и является контролем ума или победой над самим собой. Есть хорошая индийская поговорка: победи сначала самого себя, а уже потом своих врагов. Как может владеть другими, не умеющий владеть самим собой? Так же как сбалансированное питание должно быть разнообразным, тогда оно не только полезно, но и доставляет удовольствие телу, так и жизнь должна быть наполнена и приятными событиями и неприятными, жизнь должна быть разнообразна, тогда она дает возможность очень быстро понять свое предназначение. В этом ее воспитательный эффект, ведь ни кто еще не отменял систему кнута и пряника. Это самый быстрый метод воспитать ребенка, так и мы как дети воспитываемся под наблюдением самого лучшего воспитателя - матери природы. Ее так и называют матерью, так как мы ее дети, а значит, нас надо воспитывать. Только вот готовы ли мы к воспитанию - большой вопрос. Если готовы - то будем счастливы, а если нет, то будем вечно страдать и жаловаться.

А вот и притча о воспитании напоследок. У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.
Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: “Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца”. Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчётами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.
Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.
Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.
Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”. – “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка?"



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика