Не забывайте о Боге!

Глава 3 текст 36-37

"Каждый получает только то, что заслужил, не больше и не меньше..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Попав под влияние материи, живое существо начинает совершать ужасные поступки иногда даже против собственной воли. В этом состоит ужас нашего положения: даже если мы не хотим грешить, иногда мы просто вынуждены делать это. Поэтому духовно развитая личность испытывает сострадание к страдающим, понимая, что они запутались в собственном поведении, иногда даже не понимая, что толкает их на этот скользкий путь.

А для того, чтобы помочь себе и другим вырваться из-под влияния собственной глупости, надо понять, кто толкает нас на такие некрасивые поступки. Это не Бог, это особая сила, которая появляется от преобразования чистой любви к Богу. Под влиянием материального мира вечная, чистая и бескорыстная любовь к Богу преобразовывается в ужасное, некрасивое и противное вожделение. Гуна страсти выступает окислителем, который превращает молоко любви в простоквашу вожделения.

Не получив удовлетворения, ненасытное вожделение переходит в гнев, а гнев порождает иллюзию в сознании живого существа, которая и держит его под своим влиянием испокон веков. Вожделение – наш злейший враг; именно оно заточила нас в тюрьме материального мира. А его друг – гуна невежества – вызывает в нас умопомешательство, называемое гневом, который уничтожает всё то, что мы любим, всё то, что приносит нам счастья. Гнев – это огнемёт нашего сознания, который готов сжечь всё ради своего удовлетворения.

В священных трактатах даётся методика решения данной проблемы. Так как вожделение находится на уровне страсти, есть два пути, по которому может пойти наше сознание. Движение вниз, в гуну невежества, вызовет появление гнева и, соответственно, разрушение всего достигнутого таким тяжким трудом (семьи, работы, здоровья). Поэтому сознание должно пойти другим путём, вверх, путём гуну благости, которая состоит из выполнения предписаний мудрецов, уже прошедших этот путь. Гуна благости – это развитие в себе привязанности к духовному, к чистому, к возвышенному. Это как страховка, которая удерживает альпиниста от падения. Помните: привязываться надо к тому, что выше тебя, тогда не упадёшь...

У души есть естественное врождённое желание испытывать постоянно увеличивающееся духовное блаженство, но, обладая свободой, душа злоупотребляет своим выбором, и желание служить Богу превращается в желание удовлетворять свои собственные чувства. Материальный мир специально создан как полигон для желающих попробовать удовлетворить свои чувства. Но после активных попыток это сделать душа понимает, что пошла неверным путём и возвращается к своему естественному состоянию духовного блаженства.

Начало возвращения состоит из желания понять, что надо сделать, какие конкретно ступени надо пройти, чтобы вернуться к своему изначальному состоянию. И путь лежит через одухотворение своего вожделения и гнева через служение Верховной Личности Бога. В этом случае из врагов вожделение и гнев могут превратиться в наших друзей. Для этого надо находиться под руководством того, кто уже смог подружиться с этими врагами человечества.

Однажды начинающий искатель сказал мудрецу: "Я хочу учиться, но учиться без помощи книг и без помощи учителя, который стоял бы между мной и истиной". Но мудрец ему ответил: "Я вижу, ты хочешь научиться есть, не пользуясь ртом, и переваривать пищу без помощи желудка? Быть может, ты еще хочешь ходить без ног и покупать, не внося платы?... Возможно, я и помогу тебе, но это случится только после того, как ты расстанешься с соответствующими органами своего тела!"

Первая ступень на пути к собственному счастью:

Работать без привязанности к результату

Мы поговорим о секрете счастья, который объясняется в Бхагавад-гите – основном философском трактате человечества. Этот раздел ведического знания называется карма-йогой, или как действовать в этом мире так, чтобы каждый шаг приближал нас к истинному счастью, а не становился причиной наших страданий. Раньше это называлось волшебством. И эти вечера мы посвятим высшему типу волшебства, мы будем учиться действовать так, чтобы каждое наше движение приносило счастье и только счастье. Вытащить кролика из шапки может любой, но извлечь из своей жизни счастье и научить этому других может только мудрец.

В деятельности есть один очень важный секрет: никакой наш поступок не приведёт к улучшению нашего положения, к очищению или процветанию, если в сердце сохраняется обеспокоенность. Обеспокоенность – это то, что аннулирует результат любого действия, даже если это посещение святых мест в течение целых 12 лет. Поэтому первое, от чего должен избавиться человек, это от обеспокоенности, которая возникает от недостаточного количества знания карма-йоги, или причинно-следственного закона.

Протестируем закон кармы?

Закон кармы достаточно прост, он расшифровывается как "каждый получает только то, что заслужил, не больше и не меньше". Поэтому понимающий, что всё честно, перестает волноваться, так как главное волнение этого мира состоит в том, что человек подозревает, что с ним поступили нечестно. ОБМАНУЛИ! Обещали 100 рублей, а заплатили 80... Нет, за миллиарды лет существования этого мира закон кармы не ошибся ни на одну копейку, ни на одну крошку хлеба, это программа, работающая без ошибок, потому что это программа, написанная Богом, можете в ней не сомневаться.

В ведах даются даже простые способы протестировать закон кармы, понять, в каком состоянии сейчас находится наша судьба. Например, чтобы понять, у меня сейчас тяжёлая карма или нет, надо сделать следующее действие: быстро присесть и встать. Если это получилось сделать, значит, карма ещё хорошая, если не получается, значит надо срочно менять своё мировоззрение. Даже приближение самой смерти можно узнать по тому, что у человека пропадает тень, он перестаёт видеть звёзды на небе, и его приходят успокаивать умершие родственники во сне.

Человек должен точно знать, к чему приводят те или иные действия. Незнание того, чем всё заканчивается, делает человека обеспокоенным, а значит несчастным. Например, мы положили в банк 10000 долларов, затем делаем выписку, а там только 5000, да и то рублей; мы ждали, что родится мальчик, а родилась тройня девочек; мы купили страшно дорогую систему похудения, а после применения потолстели ещё на 10 килограммов. Как можно в такой ситуации оставаться успокоенным, а значит счастливым? Никак! Поэтому счастье начинается с желания теоретически понять, что такое счастье. До тех пор, пока человек не понял теорию, его практика будет простым топтанием на месте в стиле: шаг вперёд – один назад. Да, это может выглядеть как повышенная активность, но движения вперёд может не быть совсем. Как такое может быть? Да запросто: вспомните хотя бы белку в колесе, а она приводит в нём всю свою жизнь...

Сутиртха – место, избавляющее от беспокойств (Вайкунтха)

Да, можно искать истину, путешествуя о всему миру, посещая все святые места, которые на санскрите называются "тиртхами". Но есть и другой способ поиска истины – это путешествие вглубь священного трактата вместе с путеводителем. Такой мудрый трактат называется "сутиртха", или лучшее из святых мест, и посещением его является внимательное слушание.

Настроившись на мудрость, мы сможем увидеть своё собственное счастье, которое сейчас спряталось от нас за колонной нашей обыденности. Но стоит сделать шаг в сторону, и мы видим то, что не замечали раньше. Это называется сместить точку зрения, посмотреть на мир другими глазами. Мы привыкли делать это через художественные фильмы, спектакли или романы, подставляя себя на место главного героя, но теперь мы попробуем попасть в общество великих мудрецов, которые донесли до нас эти трактаты, открывающие тайны мироздания.

Секрет счастья

Счастье ищут все, но, к сожалению, путают метод поиска. В основном все его ищут во вне, в деятельности, в результатах деятельности, в химических соединениях, в атомах или на луне, в отношениях или в дальних странах. Мы все приехали сюда только для того, чтобы немного побольше узнать о счастье. Но главная тайна счастья как раз и состоит в том, что искать её надо не во вне, а внутри себя, в своём отношении к деятельности, в своём отношении к результатам деятельности и в своём отношении к отношениям (несмотря на тавтологию). Именно эти три момента мы и должны разобрать настолько глубоко, чтобы почувствовать первые признаки счастья прямо здесь и сейчас, не откладывая это самое важное дело нашей жизни на потом, на старость или даже на следующую жизнь.

Счастье, где ты прячешься?

Приведём просты примеры, доказывающие, что счастье прячется внутри нас. Возьмём вкус продукта, разве он находится в самом продукте? Нет, он находится в нашем состоянии голода или сытости. Если мы голодны, вода станет для нас манговым соком, а кусочек хлеба – тортом. Но если мы переели, нас будет тошнить от малинового варенья. Меня в детстве закормили таким вареньем, и я до сих пор его на дух не переношу.

Разве счастье в человеке, с которым мы устанавливаем человека? Нет, оно в нашем отношении к этому человеку. Сначала мы всё готовы отдать за то, чтобы быть рядом с нашей мечтой, ночами не спим, перестаём есть, дарим дорогие подарки, но когда отношения узакониваются, проходит медовый месяц и что-то происходит, мы начинаем раздражаться, нервничать, сомневаться в правильности сделанного выбора и поглядывать на сторону. А иногда дело доходит до убийства того, кого раньше называли ненаглядным. Разве это он изменился? Нет, он всегда был таким, это наше отношение к нему изменилось.

Мы идём на работу, учимся по этой специальности 6 лет, мечтаем о том, чтобы всю жизнь заниматься любимым направлением, но, получив рабочее место и поработав несколько лет, начинаем чувствовать скуку, обыденность и меркантильность происходящего, с удивлением понимая, что сами хотели этого добрую половину своей жизни. Директор кажется самодуром, сотрудники – тупыми, а сама работа – бесперспективной. Так разве это работа поменялась? Нет, это поменялось наше к ней отношение.

Или возьмём результаты нашего труда – зарплату. Сначала мы мечтаем о каком-то уровне дохода, затем прикладываем огромные усилия, чтобы его достичь, потом, в конце концов, потеряв здоровье и нервы, мы её получаем, держим в руках и понимаем: а счастья-то в этих бумажках никакого нет. Наверное, надо ещё больше "макулатуры" заработать, и ставим перед собой очередную цель стать более счастливыми через внешнее, так и не понимая, что решение лежит внутри.

Не могу и не хочу

Рассмотрим следующий момент, раскрывающий тонкости данного постулата. Внешнее и внутреннее выражается двумя волшебными словами: "могу" и "хочу". Хочу – это наше внутреннее состояние, а могу – это наши внешние возможности. И, как вы понимаете, есть два способа ощутить счастье. Первый – это хотеть в соответствии с "могу", или своими возможностями. А второе – это, как нам кажется, увеличить свои возможности в соответствии с "хочу", то есть со своими желаниями. И ловушка состоит в старом мудром законе: как только мы увеличиваем наши возможности до уровня наших желаний, наши желания тут же увеличиваются минимум в два раза. Это и называется крысиными бегами, доводящие человека до исступления. Поэтому путь к счастью опять лежит через внутреннее, менять своё "хочу" в соответствии с реальным "могу", говоря простым языком, жить по средствам и не завидовать.

Вот это и будет нашим первым пунктом в достижении счастья, который называется "работать без привязанности к результату", что возможно только при условии, что человек готов менять свои запросы в соответствии с результатами труда, которые он получает. Это первая ступенька на пути к счастью, на которой и "сломалось" современное человечество, всеми силами разжигая в себе сумасшедшие желания, которые никакими доходами не удовлетворишь. Как развить в себе это редкое понимание?

Давайте больше, чем просят...

Это секрет культуры, который постепенно начал забываться. Если гость просит воды, ему надо дать молока с жареной картошкой. Если гость просит жареной картошки, ему надо приготовить пир из двадцати блюд. Это основное правило счастливого человека: всегда надо давать немного больше, чем просят. Это выводит наше сознание с уровня расчётливости и жадности на уровень бескорыстия и любви. Как вы понимаете, и искомое нами счастье появляется при совершении данного перехода из мира эгоизма в мир заботы и служения.

Помните, как мама уговаривала вас съесть ну хотя бы ещё одну ложечку, она не экономила на каше, ей всё время хотелось, чтобы вам досталось побольше. Вот это умение каждый раз отдать немного больше, несмотря на то, что выглядит очень непопулярным, нелогичным и экономически невыгодным, и является умением открывать своё сердце, умением любить и радоваться жизни. Для чего нам открывать своё сердце? Потому что именно там, внутри, как мы выяснили, и находится наше счастье, которое мы так долго ищем, пытаясь экономить и копить. Нет, когда мы что-то отдаем, к этому невидимыми веревками привязаны дверцы нашего сердца, которые и открываются, когда мы с чем-то щедро расстаёмся.

Сейчас человека не заставишь сделать даже то, что он должен, место в транспорте никто не уступит, доброго слова ни от кого не услышишь, а что уж говорить о меценатстве или благотворительности? В мире правит экономика, а значит, некоторая жадность, она захватила власть и лишила своих поклонников счастья, отобрав инструмент для раскрытия сердца – щедрость. Поэтому хорошо запомните первую часть секрета счастья: человек должен быть щедрым, а значит, он должен отдавать больше, чем его просят, и делать больше, чем положено.

Если вас попросили почистить картошку, попросите почистить ещё что-нибудь, а не ждите этого счастливого момента – окончания задания. Если вас опросили покрасить ползабора, покрасьте весь забор. Если вас опросили поработать до 12 часов, поработайте до 13 часов. Если вас попросили отнести 10 мешков, отнесите 20 мешков, сделайте хотя бы немного больше и почувствуйте, как расстались с болью в сердце. Да, это тайна, сокрытая в восточных трактатах: если мы отдаём больше, чем должны, то мы отдаём последствия своих грехов, свои болезни, своё горе, свои страдания и несчастья. Мы отдаём то, что мешает нам ощутить счастье, которое никуда из нашего сердца и не уходило, оно просто придавлено нашей собственной тяжёлой кармой, состоящей из зависти, жадности и гордости, избавиться от которых можно только через щедрость и бескорыстие.

Не можете дать материальное, давайте духовное

Нет смысла жаловаться на то, что нет денег, значит, и делиться нечем. В действительности, один из самых высших вкусов в этом мире – это наслаждение приятной речью, а самый высокий тип приятной речи – это поэзия. Что может быть приятнее, чем стихи, написанные для любимого. Если каждый день посвящать всего по одному четверостишью тем, кого мы любим, может быть, мы и не станем великими поэтами, но счастье испытаем в полной мере.

К сожалению, пока что мы сами лишаем себя удовольствия общения современным искусством переругивания. Он ему слово, тот ему два, а третий вообще за словом в карман не полезет. Грязная речь – это тонкая форма грабежа, мы отбираем друг у друга спокойствие, радость и хорошее настроение. Это намного больнее, чем потеря материальной собственности или денег. Материальная потеря обычно проходит в течение 7 дней, но моральное оскорбление может сохранятся до 7 лет, а то и по более.

Выше мы говорили о святых местах. Я расскажу ещё один секрет. Посещение святого места очень и очень благоприятно, а принятие омовения в святом месте в тысячу раз благоприятнее, но самым благоприятным считается, как вы думаете, что? Самым благоприятным считается слушать о святом месте. Именно так и возникла идея книги: рассказать всем о мудрости, истине и святом месте. Книга – это наше последнее спасение, это то, что способно вернуть нашему разуму трезвое мировосприятие. Для начала я могу предложить такой рецепт: смотрите телевидение меньше, чем читаете книгу. Это позволит держать собственное сознание под контролем, иначе само сознание будет держать нас в рабстве. Мы станем рабами собственных мозгов.

В ведах говорится, что то время, которое человек слушает о мудрости, приравнивается к тому, как если бы он столько же времени совершал мудрые поступки. С другой стороны, сколько человек говорит и слушает о глупостях, приравнивается к тому, как если бы он столько времени их и совершал. Поэтому помните: слушать и говорить приравнивается к совершению того, о чём слушаешь или говоришь. Разумный человек никогда не упустит возможности поговорить о хорошем, возвышенном и духовном. Можно накормить человека едой, удовлетворив его желудок, а можно накормить человека мудрыми речами, удовлетворив его душу и сердца. И самое лучшее сделать и то, и другое!

Щедрость – инструмент нашего разума

Сегодня мы поговорим о щедрости, или "дане". От этого корня происходит английское слово данейшен. Щедрость – это инструмент, с помощью которого можно начать воздействовать на свою судьбу, но инструмент этот очень тонкий и обращаться с ним надо крайне аккуратно. Неправильное использование щедрости приводит к стойкому разочарованию, которое выражается в идее "от добра добра не жди". Однако это высказывание надо немного доработать, правильнее было бы сказать так: "от нашего понимания добра будут проблемы и у нас, и у всех остальных". Для того, чтобы понять, как пользоваться этим инструментом, необходимо разобраться в следующих истинах.

Вселенная, в которой мы живём, является по своей природе тенью духовного мира. Её основное свойство – рождение и разрушение. Поэтому все мирские удовольствия, к которым так привязан человек, – здоровье, жизнь, молодость, развлечения – зыбки, как отражение луны в воде. Понимание бренности происходящего называется разумом, симптомами проявления которого являются два эффекта: поиск Абсолютной Истины и желание жить щедро. Да, именно так, щедрость – это признак разума, а не глупости, как считается в современном мире.

Щедрость – это инструмент, с помощью которого человек сам прокладывает себе дорогу к счастью. В ведах говорится, что человек, занятый совершением благотворительности, постепенно выходит из-под влияния кармы. Любой грех, любые страдания и трудности так или иначе были вызваны нашей собственной жадностью. Жадность – это качество нашего тела. Оно всегда немного переедает, пересыпает, перегревается, ему всегда всего мало. Оно не может вовремя остановиться и потом само страдает от этого. Посмотрите, даже чувство сытости никогда не приходит вовремя, оно опаздывает примерно на 30 минут, а, значит, всё это время мы едим лишнее и, соответственно, вредное.

Шахтёры собственного тела

Как мы говорили вчера, искать счастье следует внутри себя самого. Поэтому и предметом изучения будет наше собственное тело. Мы должны превратиться в шахтёров и извлечь из своего тела всё то, что может сделать нас счастливыми. Что же такого прекрасного можно из него извлечь: почки, печень, желчный пузырь? Нет, нас интересует дана (щедрость), вритта (умение делать добрые дела), врата (аскеза), вача (возвышенная речь), дхарма (праведность), аюша (долголетие) и паропакарана (служение другим). Причём мудрецы рекомендуют, что даже если сейчас не хочется заниматься этой метафизикой счастья и культивировать в себе эти прекрасные качества, следует хотя бы беречь самое главное – человеческое тело. Человек должен практиковать хотя бы здоровый образ жизни, чтобы у него была возможность в любой момент заняться самоосознанием.

И самым трудным из всего того, что мы перечислили, является умение совершать дану – благотворительность. Обычный человек готов рисковать своей жизнью ради обретения богатства, он странствует по лесам, морям и горам, чтобы из одного места этого мира перевезти товар в другое место и выгодно его продать. Он знает, что нет ничего опаснее в этом мере, чем путешествия, но всё равно идёт на это ради своей прибыли. Его с радостью поджидают лихие люди, знающие испокон веков, что дорога – самое лучше место для обмана и грабежа.

Другие занимаются служением, именуемым швавритти ("собачая работа"), и готовы пойти на любое унижение ради небольшой зарплаты. Третьи занимаются земледелием, тяжело трудятся целый день с рассвета до заката, прекрасно понимая, что чтобы они не делали, земля сама решит, давать урожай или нет. И после всего этого очень трудно оставить богатство, которое было добыто с великим трудом и болью.

Но самое смешное состоит в том, что так тяжело доставшиеся ему богатства он тратит на абсолютно бесполезные глупости, чтобы снять усталость и напряжение. И щедрость – это умение сохранить заработанное, потому что то, что отдается, не теряется, напротив, оно увеличивается вновь и вновь. Чем глубже копается колодец, тем чище вода.

Глупец не раздаривает богатства, поскольку боится бедности в этом мире. Разумный раздаривает богатства, поскольку боится в этом мире того же. Жадный человек перерождается в бедных, больных, глупых и обманываемых другими. Он всегда испытывает страдания. Веды сравнивают богача, который не раздает пожертвований, и бедняка, который не аскетичен, с тем, кто уже одел себе на шею камень и стоит перед прорубью.

Один из сотни рождается как воин, один из тысячи рождается как ученый, один из ста тысяч рождается как оратор, но щедрость может родиться в сердце, а может и нет. И возвращаясь к началу нашей лекции, мы должны соединить щедрость и Абсолютную Истину, отдав всю свою жизнь на её поиск и передачу другим.

Щедрость – это щит

Даже враги становятся друзьями щедрого человека. Это тот корабль, с помощью которого можно переплыть океан жизни и не погибнуть. В щедрости нет никакой выгоды, кроме защиты собственной души от деградации. Что такое деградация души? Это когда вечная душа начинает гоняться за временным. Именно это делает нас несчастными. Соответственно, счастье – это когда вечная душа ищет вечное. Именно этим мы и пытаемся сейчас заниматься.

Но также есть и побочные эффекты, которые тоже стоит перечислить. Тот, кто совершает щедрое пожертвование, делится 1/6 результата со всеми своими умершими родственниками. Они также получают благо от этой возвышенной деятельности. Кроме того, щедрость продлевает молодость дающего – это в своём роде дополнительный приз от судьбы. Даже неправильно сделанное пожертвование как минимум приносит счастливую старость, а это уже не так мало.

Но в идеале дар должен быть сделан соответствующим образом. Принимающий дар должен быть достойным. Сам дар должен быть достойным. Место и время должны быть достойным. Богатство должно быть честно нажитым. Дающий дар должен быть почтителен к принимающему дар. Не должно быть лживости и лености.

Суперщедрость

Но всё, о чем мы говорили, ещё не способно вырвать человека из рабства его собственной кармы. Мало просто быть щедрым, мало раздавать деньги, еду, богатства. Сама по себе щедрость – это умение доставлять приятное. И мы уже много сделали всего приятного в этом мире, но, как видим, это не очень-то помогло. Поэтому следующий секрет, который мы должны понять, состоит в том, что есть особая щедрость, которая состоит в том, чтобы принести радость тому, кто понимает Абсолютную Истину.

Только радость мудреца способна совершить чудо и вырвать нас из-под влияния собственной кармы. Фактически, мудрецы приходят на эту землю только для этой волшебной деятельности, для того, чтобы менять жизнь других людей. Поэтому глобальной задачей жизни является поиск мудреца, духовного учителя, для того, чтобы доставить ему радость. Одна секунда общения с настоящим мудрецом способна изменить карму, формировавшуюся миллионы жизней подряд. Это наш единственный шанс, и его нельзя упустить.

Даже если человек полностью изменил своё поведение, стал жить как святой, избавился от всех дурных привычек, это никак не аннулировало всё то, что он сделал до этого. Избавиться от влияния прошлого можно только желанием доставить радость духовно развитому человеку. Что такое влияние прошлого? Это совершение добрых дел без радости, с напряжением, как будто нас заставляют, или просто от страха. Мы не можем испытать счастье от того, что должно сразу давать ощущение счастья. В этом наша проблема.

Оставшаяся карма прошлого заставляет нас огорчаться, когда у кого-то происходит что-то хорошее, и радоваться, когда у кого-то происходит что-то плохое. Что это значит? Это значит, что мы готовы любить Абсолютную Истину, мы готовы любить Бога, но мы не готовы любить Его детей. Прошлая карма также не даёт нам возможности слушать о себе правду. Наша карма – враг правды, карма борется с правдой всеми возможными способами, отвергая саму мысль о том, что в нас хоть что-то может быть несовершенным... Мы-то сами хорошие, это гороскоп у нас какой-то не такой. Надо не себя менять, думает человек, надо планеты гармонизировать...

Давайте запомним следующую истину: никто не может сам освободиться от своих проблем, от своей кармы, необходимо обратиться за помощью к тому, кто уже сам вырвался из-под её влияния.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика