Не забывайте о Боге!

Глава 4 текст 13

"Мы частички Бога..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Сословия общества не придуманы человеком, это естественное деление по совместимости мышления и поведения. Мы хотим быть с теми, кто соответствует нашей активности в определённой области. Человека, активного в сфере разума, называют брахманом, он находится под влиянием гуны благости. Человека, активно управляющего другими, называют кшатрием, он действует под влиянием гуны страсти. Человека, активного в торговле, называют вайшьей, он находятся под смешанным влиянием гун страсти и невежества. А человека, активно работающего, называют шудрой, он находится под влиянием гуны невежества.

Такое деление позволяет организовать человеческое общество отлично от общества животных. Эта схема жизнедеятельности даёт возможность очищаться и культивировать своё сознание. И так как эта система пришла от Абсолютной Истины, она постепенно поднимает человека до её осознания. Смысл этой системы – постараться выйти за её пределы. Это возможно, если человек кроме деятельности, предначертанной ему в соответствии с сословием, культивирует в себе любовь к Богу.

Любовь к Богу позволяет человеку подняться над системой сословий и заниматься любой деятельностью, которая благоприятна для его развития. В таком сознании он может участвовать в деятельности любого направления, но учитывая правила и законы, существующие внутри этой деятельности. Иначе даже с возвышенным сознанием можно не достичь успеха. Правила деятельности существуют для того, чтобы защитить саму деятельность от разрушения. Если вы пришли в область торговли, несмотря на все ваши возвышенные идеи, необходимо принять правила игры в торговом мире, иначе неизбежны разорения, разочарования и конфликты.

Не важно, какое у нас сознание, вполне достаточно учитывать особенности той деятельности, к которой мы должны приступить. Кроме того, надо учитывать тонкости во взаимоотношениях между представителями разных сословий, что является внутренней культурой, поддерживающей саму систему. Если мы откажемся от такого этикета, то система выдавит нас как чужеродный элемент. Понимание системы ещё не даёт право не учитывать саму систему. Это похоже на то, что если человек научился плавать, он не должен считать воду ерундой, и великие пловцы время от времени тонут...

Да, мы хотим духовного счастья, но далеко не все готовы довольствоваться только им одним. Поэтому специально для постепенного очищения даётся социальная система, позволяющая осуществлять свои желания в соответствии со своим предназначением. Такая регулируемая жизнедеятельность и называется системой варн и ашрамов. Грамотное выполнение своих обязанностей позволяет достичь благополучия с социальной точки зрения. Мы очень хорошо разобрались в тонкостях достижения счастья духовного, но без понимания социальной философии такое знание может оказаться однобоким, а значит не сбалансированным, что не принесёт удовлетворение всем желающим идти по пути духовного развития.

Если человек не достиг высоких ступеней духовного развития, ему довольно трудно быть счастливым без общения в своей социальной среде. Каждому пока необходимы хорошие друзья, соседи, родные и близкие. И неважно, каковы наши духовные взгляды, это не мешает нам культурно общаться с любым человеком в этом мире. Непонимание этих законов общения приводит к страху перед людьми. Так развиваются побочные явления негармоничного духовного развития.

Не стоит пренебрегать правилами социальных укладов. Хороший ученик станет хорошим семьянином, хороший семьянин станет хорошим святым. Все этажи в здании должны быть построены качественно, иначе рухнет всё здание. Слабость системы определяется по самому слабому звену. Поэтому разумный человек старается качественно прожить все этапы своей жизни. Это не значит, что он потворствует своим неограниченным чувственным желаниям, это значит, что он следует культуре, установленной Богом для данного уклада жизни.

Интересно, что чем старше человек, тем меньше он должен физически работать, а больше он должен говорить. Поэтому реальная подготовка к старости заключается в том, чтобы иметь о чём рассказать всем окружающим: детям, внукам, соседям и т.п. Социальный рост – это расширение общения. В детстве надо не говорить, а отвечать на вопросы и слушать. В юности надо говорить мало и по существу, без философствования и нравоучений, а в старости надо полностью реализоваться в этом искусстве передачи информации. Общество формируется в соответствии с тем, а чём говорит старшее поколение. Поэтому если оно постоянно говорит о маленькой пенсии, все будут думать о деньгах. Обеспечьте стариков нормальными условиями, и они начнут говорить о смысле жизни...

А главный принцип социального устройства состоит в том, что старшие любят младших. Как только такая любовь деградирует, младшие превращаются в варна-санкару – потерянное поколение. Это карма старших за негармоничную любовь. Такой лжетранценденталист заявляет всем, что любит Бога, но в реальности отказывается от любви к ближним, и ближние превращаются в его врагов. До тех пор, пока мы это не поймём, противостояние неизбежно.

Понять, к какому социальному сообществу относится та или иная личность, достаточно просто. Шрила Джива Госвами считал шудрой того, кто искал освобождения от материальных страданий, вайшьей – того, кто жаждал богатства, любопытного он считал кшатрией. Посмотрите, как любопытны представители закона, они могут замучить вас своими вопросами: чего вы хотите, зачем вы сюда приехали, есть ли у вас документы, когда вы собираетесь уехать, где прописаны, не храните ли наркотики, сколько у вас денег? А стремящегося к знанию – брахманом. Не путайте эти два последних класса, так как обычно думают, что если человек задаёт много вопросов, то это брахман, но в действительности скорее всего он относится к категории руководителей. И все эти четыре класса благочестивы по своей природе, так как они хотят решить свои проблемы, обращаясь к Абсолютной Истине.

Если деятельность соответствует предназначению, обычно она приносит удовлетворение, но, конечно, при условии, что человек не попадает под влияние жадности и вожделения. Поэтому и понять принадлежность к той или иной социальной прослойки можно разобравшись в том, что делает человека счастливым. Остальные признаки могут быть не так показательны. Да, не всегда можно сразу ответить на этот вопрос, поэтому и присутствует в трудовой деятельности такое явление, как испытательный срок. Не грех попробовать себя в разных направлениях деятельности, чтобы спокойно продолжать свой путь, не отвлекаясь на то, что не соответствует нашей природе.

Сейчас современный человек думает, что главная цель жизни – это благосостояние, поэтому он должен стать вайшьей и продавать всё налево и направо. Бизнес – вот моё предназначение, думает он. Но в действительности благосостояние достигается в любой социальной прослойке. Если человек будет достойно учить, руководить или трудиться, он получит такое же достойное вознаграждение, что и торговец. Обычно этого не происходит по одной простой причине: человек не гордится тем, что он делает, а стесняется этого, а значит другие не могут оценить этот труд по достоинству.

Человечество стремится к миру во всём мире. Существует даже специальная организация – ООН, в ней 24 часа в сутки тысячи людей говорят о мире, но истинный смысл слова "мир" заключается не только в том, чтобы не было войны. Человек, не контролирующий свой собственный ум, не способен установить мир даже в своём собственном сердце. Только человек, научившийся управлять своим умом и чувствами, способен достичь истинного мира.

Всем известна некрасивая история о ситуации с войсками ООН в слаборазвитых странах. Молодые люди шли служить в эти гуманитарные части только для того, чтобы испытать новые сексуальные приключения. До них доходили слухи, что в бедных странах молодые девушки готовы лишиться девственности за пару долларов. Секс с богатыми солдатами для них – единственный метод выживания, и это превратилось в народную рекламу: "ООН – это место, где можно купить девственность за доллар..."

Однажды ученик спросил Будду: "О Учитель, что есть добро и что есть величие?" Будда ответил: "Не сворачивать с пути и держаться истины есть добро. Если желания твои соответствуют пути, это есть величие. Для этого необходимо обладать не только смирением, но и здоровым чувством собственного достоинства. Смирение, не уравновешенное достоинством, превращается в трусость".

Мы – частички Бога, великого и прекрасного, а значит мы Его представители, обладающие неповторимой индивидуальностью. Да, мы – падшие частички, но всегда несём в своей сути вечность, знание и блаженство. Несмотря на все свои глупые поступки, мы всё равно несём в себе частичку божественного. Необходимо философски отделять своё сегодняшнее положение от изначальной чистоты души. Если мы в полной мере погрузимся в ситуацию, это приведёт к отождествлению души с материей. Это не только не способствует развитию, но и может его полностью останавливать.

Нет, надо научиться отделять болезнь от больного не только в отношении к окружающим, но и по отношению к самому себе. Душа всегда прекрасна, её проблема только в том, что она совершает прекрасные поступки. Так можно понять воспитательный процесс. Ребёнку не следует говорить, что он плохой, ему следует говорить, что он хороший, но почему-то совершает плохие поступки. Так и мы сможем измениться, если поймём, что очень некрасиво такой прекрасной душе, как я, поступать так грязно и позорно. Мы – представители мира прекрасного и должны всегда помнить об этом, а значит должны нести в этот мир красоту, знание и блаженство.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика