Не забывайте о Боге!

Глава 5 текст 17

" Пример Рамы ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Сегодня мы празднуем благословенный день Раманавами, поэтому лекция будет связана с этим событием. Веды рекомендуют читать Рамаяну в дневное время, так как Рама родился в полдень, и в классических храмах Вишну при восходе солнца в колыбель кладется кокосовый орех, а в полдень священник торжественно объявляет о рождении Рамы. Солнце представляет в этом мире Раму, и до сих пор на Востоке люди выходят рано утром, чтобы встретить Раму в виде восходящего солнца, которое приносит в этот мир свет, свет дхармы, свет бескорыстной любви к Верховной Личности Бога.

Притча

Однажды Ганеша и Сканда решили провести соревнование между собой, определив, кто из братьев самый главный. Они всё время спорят, кто старше, а кто младше, кто кого должен слушаться, а кто кому должен подчиняться. Все полубоги тоже решили принять в этом участие и объявили, что победитель станет главным среди полубогов. Шива, их отец, предложил им обежать вокруг земли и вернуться на то же место. Кто быстрее это сделает, тот и будет главным братом. Полубоги сразу же отправились в кругосветное путешествие, используя свои собственные средства передвижения.
Ганеша вступил в соревнование с большим энтузиазмом. У него была слоновья голова, но ехал он на мыши! Продвигаясь поэтому с большим трудом, он недалеко ушёл, когда перед ним вдруг появился святой мудрец Нарада и дал ему хороший совет: «Имя Рамы – это семя, из которого рождается гигантское дерево, называемое Вселенной. Сию же минуту напиши это имя на земле, обойди вокруг него и поспеши назад, к Шиве, за призом. Он так и сделал. Когда его спросили, как мог он вернуться так быстро, он рассказал о Нараде и его совете. Шива признал правильность этого совета, и приз был присуждён сыну, которого провозгласили Ганапати – господином сонма полубогов и Винаякой – единовластным повелителем.

Раманавами

День явления Господа Рамачандры – это день явления в этот мир высшей справедливости. Рама пришел для того, чтобы утвердить "дхарму", или высшую обязанность живого существа. Человек рождается уже с тремя типами долга. Первый и самый главный долг – это долг перед Богом. Второй долг – это долг перед мудрецами и святыми, а третий долг – это долг перед родными и близкими. И Рамачандра показал, как надо исполнять свой долг, он дал настолько яркий пример благородного поведения, что до сих пор его не могут забыть люди в этом мире, он так и остался жить в их сердцах.

Рама и Равана

Сюжет Рамаяны перекликается с сюжетом Махабхараты. В том и в другом произведении происходит великая битва, битва между добром и злом, битва между светом и тьмой, битва между дхармой и адхармой. С одной стороны Рамачандра – представитель божественности, а с другой Равана – представитель греховности. Оба преподали миру замечательные уроки. Рама показал как надо себя вести, а Равана – как не надо. В один прекрасный момент Равана закричал на весь мир: "Люди, послушайте меня, не живите так, как я прожил свою жизнь, это верный путь к смерти, не убивайте себя сами ещё при своей жизни..."

Равана проиграл во внешней битве потому, что он уже давно проиграл в битве внутренней, он не смог побороть свои грязные желания и тем самым уничтожил не только себя, но и весь свой род. От его слабости пострадал не только он, все его братья и другие родственники были тоже убиты. В конечном счёте было потеряно целое государство. Поэтому помните: нежелание одного человека справиться с самим собой приводит к погибели всех тех, кто его окружает. Тот, кто не хочет остановить свои необузданные желания, останавливает сам свою человеческую жизнь. Совершение греха ничем не отличается от самоубийства, человек не может остановить себя, "ох, как хочется повеситься", покупает верёвку, мыло – и всё, нет человека.

Равана показал пример дургати, или печального конца, а Рама показал пример садгати, или славного завершения. Равна является примером осквернённого сознания, а Рама является примером божественного сознания. Вопрос только в том, в чью армию мы вступим, в божественную армию Рамы или в демоническую армию Раваны.

Джая Шри Рам!!!

Но нас больше интересует пример Рамы, правителя Айодхьи. Рама говорил своим подданным: "О, жители моей страны! Живите, как я, и это верный путь к счастью и совершенству". Айодхья в этой истории представляет наше собственное сердце. Говорится, что если в каком-то месте поселяется Рама, то это место становится Айодхьей, или непобедимым. Никакая грязь не сможет проникнуть в то место, где правит сам Рамачандра. Это и есть наша йога. Мы пытаемся поместить в пустыню нашего сердца Раму и превратить его в Айодхью.

Нет никакого другого способа очистить своё сердце. Никакие механические методы не помогут. До тех пор, пока Рама не придёт в наше сердце, оно так и будет обителью зависти, гордости и похоти. Сильного царя зовут, чтобы навести порядок в слабом государстве, так и мы зовём Раму, чтобы он принял нашу сердце как часть своей империи, распространив своё могущество и на нашу землю. Ни один страх не сможет жить там, где правит Рама. Говорится, что во времена его правления даже смерть боялась заходить в его государство, и в нём долгое время никто не старел и не умирал.

Люди говорили, что Рамачандра защищал свою страну через особую аскезу и чистоту. Она выражалась в том, что Рама всегда встречал все трудности и напасти смело и невозмутимо. Он показывал пример такого отношения к жизни в любой ситуации, какой бы она ни была. Говорится, что Рама ни разу не улыбнулся во время похвалы в свой адрес. Говорится, что некоторые могут не расстроиться, когда их ругают, но почти никто не может сдержать свою радость, когда их прославляют. Однако именно это даёт могущественную силу защитить себя и своих родственников от преждевременной старости и смерти.

Мудрецы тех времён попросили Раму и Лакшма обойти каждый город в их государстве, чтобы освятить всех жителей страны, дать им защиту и отогнать злые силы. И они взяли на себя эту обязанность и пошли защищать свою страну, обходя вокруг каждого города. Говорится, что женщины посыпали перед ним дорогу цветами, но Рама ни разу так и не посмотрел ни на одну из них, некоторые говорят, что Рама вообще так и не увидел ни одной женщины в своём государстве, так как обходил его, склонив голову. Истинный пример – это всегда пример контроля чувств. И так как он идеально контролировал свои чувства, он получил в жёны Ситу, саму дочь земли. Поэтому на Востоке говорят, что тот, кто контролирует свои чувства, получит любовь земли, а тот, кто не хочет контролировать свои чувства, получит её гнев.

Иногда мы слышим, как люди говорят, о том, что хорошо бы вернуть царство Рамы, и в действительности это так. Однако не внешнее царство надо вернуть, необходимо усадить Раму на трон своего собственного сердца и поклоняться ему, отдав все свои мысли и помыслы как пожертвование к его стопам. И в этот день Раманавами мы можем пригласить его в своё сердце. Мало просто попрыгать и поесть в его день рожденья, без предания Раме приход на его день рожденья будет выглядеть как приход без подарка. Мы ничего не можем подарить царю, кроме своего сердца, всё остальное у него уже есть.

Так очищающе действует на всех позитивный пример чистоты, преданности и благородства. Говорят, что даже в детстве Рама, Лакшман, Бхарата и Шатругна никогда не ссорились. С самого детства они показывали, как дружелюбно должны вести себя люди по отношению друг к другу. Все соседи были поражены тем, что в своих ещё детских играх они делали всё, чтобы победу одержал другой. Взрослые брали пример с этих маленьких детей. Где вы видели, чтобы дети сейчас так себя вели? Но тот из братьев, кто побеждал в игре, убегал и плакал, проклиная эту игру за то, что не смог обиться победы для своих друзей, а выиграл сам. Они плакали от горя после победы, а не после поражения. Даже их родители, сама Каушалья, теряла дар речи, когда её ребёнок жаловался ей на то, что выиграл у других детей. В своих играх каждый из них старался принести победу другому, а не себе.

Поэтому, когда Рама и Сита ушли в лес, все жители государства попытались уйти с ними. Рам спросил их, что вы делаете? Почему вы идёте вместе с нами в лес? Но люди ему отвечали, что это ты что делаешь, оставляешь нас в лесу. Самый красивый город без Бога – просто заросший колючками лес, а там, где Бог, и есть великое царство, поэтому мы и не хотим оставаться в глухом лесу, а хотим идти за тобой, куда бы ты ни пошёл, и сколько сил понадобилось Раме, чтобы заставить их вернуться и исполнять свой долг перед родными и близкими.

Каждый житель страны был готов отречься от всего, что у него есть, ради своего Рамы, и когда Рама уходил в лес, он отрёкся от всех своих богатств, раздав их бедным, и Сита, желая быть с Рамой в лесу, раздала все свои богатства и драгоценности. Каждый, кто отрёкся от своих материальных желаний, получает в награду любовь к Раме и право следовать по его стопам. И какой пример нам дала Рамаяна дальше? Затем Сита, только что отрекшаяся от всего, привлеклась золотым оленем для того, чтобы в их лесном доме был какой-то уют. И как только она опять захотела уюта, Рама ушёл, и она потеряла его на очень большой срок. Поэтому чем больше в нас материальных желаний, тем дальше от нас Рама. А в тот день, когда наше сердце станет полностью свободно от корысти, Рама сам придёт в него.

А какие примеры давал нам Хануман!

Хануман показывает нам, как надо любить общение с преданными, как надо любить слушать о Боге. Говорится, что главной заботой Ханумана было всегда приходить в то место, где будут говорить о Раме первым и уходить с него последним. Я часто слышу, как преданные радостно говорят: "О, сегодня я первым пришёл на нама-хату или лекцию". Но это ничто иное, как оскорбление Ханумана, который всегда приходит первый. Так же радуется и тот, кто уходит последним, но помните: последним всегда уходит Хануман. На больших собраниях так можно увидеть Ханумана: если кто-то придёт первым и вы его никогда раньше не видели, возможно, это и есть замаскированный Хануман, который никогда не смущает людей своим внешним видом. Кто сегодня пришёл первым? И поостерегитесь просить последнего помыть всю посуду, а вдруг это ОН!

Кроме того, Хануман был знаменит своим воздержанием. Он был истинным брахмачарьи, всю жизнь храня свою целомудренность, он никогда не нарушал свой целибат. Для него все женщины в мире были матерями. Он так себя вёл, что, несмотря на свой вид, Ханумана никто и никогда не критиковал. Истинное воздержание всегда уничтожает критику. Поэтому говорят, что критика – это энергия, позволяющая человеку встать на путь воздержания, на путь Ханумана. Ничто так сильно не критикуют, как распущенность.

Интересная история

После коронации Рама раздавал всем подарки. Это был долг королей тех дней. Сита видела, что он одарил каждого. Он дал подарок Шатругне, Вибхишане, дал всем королям, но ничего не дал Хануману!
Сита украдкой взглянула на Раму, стоящего рядом с ней, и спросила: “Рама, не должен ли ты что-нибудь подарить Хануману?” Он сказал: “Сита, Хануман не из тех, кто примет подобное подношение. Ему не нужен никакой подарок”. Она взглянула на Ханумана, сняла с себя жемчужное ожерелье и подала его Хануману, но тут же пришла в ужас. Он вынул каждую жемчужину и надкусил ее. Потом каждую подносил к уху. Никакого звука не исходило. Он выбросил все прочь. “Мне этого не надо. То, что не содержит имени Рамы, будь то драгоценный камень, рубин, изумруд, коралл или даже бриллиант, мне не нужно. То, что не содержит имени Рамы, – обыкновенный булыжник, и не более того.”
Тогда в Сите зародились сомнения. “Многие люди думают, что ты – обезьяна. Оставил ли ты свои обезьяньи привычки? Я дала тебе столь драгоценное жемчужное ожерелье, подаренное мне отцом. Не зная его цены, ты его выкидываешь”. Тогда он сказал: “Мать, прости меня. Все, что есть во мне, неважно, что бы это ни было, повторяет имя Рамы. Посмотри, даже волосок на моей руке”. Он вырвал волосок из своей руки и преподнес к ее уху. Тот волосок повторял: “Рам, Рам, Рам, Рам, Рам”. Сита потеряла дар речи, а когда он к ней вернулся, она сказала: “Ты – жемчужина среди обезьян".



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика