Не забывайте о Боге!

Глава 6 текст 19

"Проблема исполнения материальных желаний ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Йог, практикуя медитацию всю свою жизнь, достигает такого духовного уровня, на котором его сознание становится подобным неподвижному пламени свечи. Это значит, что его перестают тревожить материальные желания, мучающие его не одну тысячу жизней подряд. Материальные желания похожи на комаров, которые не дают человеку уснуть, даже если он очень устал. Они летают вокруг его головы, жужжат, садятся на шею, а человек беспомощно машет руками и натягивает одеяло на голову.

Если человек не может исполнить своё желание, он начинает о нём непрерывно думать, пытаясь таким образом насладиться этим желанием в тонкой форме. Современные исследования говорят о том, что нервная система человека не в состоянии отличить фактическую ситуацию от ситуации, созданной ярко и в деталях нашим воображением. Так мы пытаемся обмануть карму и насладиться недозволенным в уме. Однако не реальное исполнение материальных желаний, не проигрывание этих желаний в виде умственного театрального представления, не приносит в сознание спокойствия и удовлетворения.

Для обретения настоящего мира в душе йога рекомендует очистить две составляющие нашей жизни: поведение и мышление. Только в этом случае приходит настоящий результат. Если мы очищаем только поведение, но мышление остаётся грязным, мира в душе не будет, так же неэффективным является и чистота мышления на фоне грязного поведения. Как говорится в разных духовных трактатах, не надо ставить новую заплату на истлевшие одежды и не надо вливать молодое вино в старые мехи. Необходимо достичь одновременно и чистого поведения и чистого мышления.

Три типа человека

Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и ценность.
Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.
Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок, и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через сердце. Подумав немного, он сказал:
- Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает человека, который едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трех.

Кажется, что это трудно, но в действительности мешает этому только наше нежелание приступить к процессу очищения. Мы смотрим на внешнюю радость людей, исполняющих свои материальные желания, и думаем, что внутри у них тоже счастье, гармония и удовлетворённость, но это не так. Каждое исполненное желание добавляет ещё пару брёвен в душевный огонь неудовлетворённости. В этом проблема исполнения материальных желаний. Исполнившись, они приносят всё, что угодно, кроме мира в душе. Они просто никак с этим не связаны, а значит, мира в душе становится только меньше. Представьте, что вы едите продукты, от которых голод становится ещё больше.

Так, в конце концов, возникает состояние горя и безысходности. Но это тоже просто идеализация материальных желаний. Мы думаем, что знаем, как должна быть устроена жизнь. Нам кажется, что если у человека есть деньги, большая квартира, много секса и еды, то он должен быть счастливым и беззаботным. Но это наше желание, а не реальная действительность. Наше горе - это просто идеализация жизни. Мы думаем, что такой хороший человек как Я должен жить в раю, значит Земля - это Рай, но это просто идеализация. Земля - это место испытания нашей души на чистоту и возвышенность желаний. И если мы проходим этот экзамен, тогда действительно обретаем мир в душе. Если же в результате трудностей мы проявляем свои самые ужасные качества, тогда о каком мире в душе может идти речь...

Такая идеализация жизни делает нас постоянно несчастными, обиженными и недовольными. Мы думаем, что знаем, как всё должно быть устроено. Мы уверены, что дети должны жить дольше своих родителей, что с хорошими людьми должны происходить только хорошие вещи, что богатство должно прийти и остаться навсегда, что преступники нападают на всех, кроме меня и моих любимых, что страшные болезни придуманы для особых людей, которые живут в больницах и вообще, стареют только дураки. Для этого и существуют откровения, изучая которые мы можем выйти из тумана своего идеализированного мировосприятия. Не рассеяв иллюзии, невозможно понять, как достичь мира в душе.

До тех пор, пока действительность почему-то не совпадает с нашими мечтами - до тех пор, пока я думаю, что жизнь несправедлива. До тех пор, пока меня удивляет то, что происходит со мной, я могу быть точно уверен, что иллюзия ещё не отпустила меня из своих цепких лап. Невежество не позволяет нам понять, что каждый приходит в этот мир с задачей пройти определённые испытания. А полноценное прохождение испытания возможно только в том случае, если о нём никто не знает. Экзаменационные вопросы должны быть не известны до начала самого экзамена. Но нам кажется это несправедливым, тогда все экзамены на этой планете, надо проводить по другому принципу. Каждому студенту за месяц выдавать его билет. Наше горе в этом мире основано только на этом желании знать свой билет заранее. Соответственно и путь к счастью тоже становится понятным: надо быть готовым к ответу на любой билет, какой бы нам не послала наша жизнь. Такая готовность приводит к тому, что в душе воцаряется мир и спокойствие.

Эксперимент

Однажды Фарид в беседе с царем Акбаром высказал мнение, что чаще всего человек сам виноват во всех своих бедах. Обсудив этот вопрос, они решили провести эксперимент. Положив на мосту кошелек с золотыми монетами, они велели одному бедняку пройти по мосту на другую сторону. Человек прошёл, не заметив кошелька. Когда на другом конце моста его спросили, что он видел на мосту, он ответил:
— Ничего.
Оказалось, что в тот момент, когда он приблизился к кошельку, что-то заставило его повернуть голову в другую сторону; что-то на реке внезапно привлекло его внимание.

И так как Бхагавад-гита рассеивает все иллюзии, это произведение способно исполнить все желания человека, причём таким образом, что в сердце воцарится мир и спокойствие. Это основная задача всех ведических произведений - рассеивать иллюзии в сознании людей. Некоторым эти произведения не нравятся, но мы не обижаемся на них, потому что понимаем, что такие люди просто не хотят расставаться со своими иллюзорными мирами. Они к ним настолько привыкли, что просто ещё не готовы принять мир таким, каков он есть на самом деле. Для этого надо быть настоящим героем. Поэтому каждый, кто читает Бхагавад-гиту - истинный герой нашего времени, не побоявшийся посмотреть правде в глаза.

Слушание Бхагавад-гиты это своеобразная прививка от материальной иллюзии. Более того, в Ведах говорится, что слушание об истине - это основное предназначение жизни. Бхактисиддханта Сарасвати говорит, что какой смысл вообще жить, если нет возможности поговорить и послушать об Абсолютной Истине. Такие разговоры являются высшей формой благотворительности, так как приносят максимальное благо и слушающему, и говорящему. Что может быть ценнее для человека, чем сделать его бессмертным и избавить его от всех грехов...

В интереснейшем духовном трактате "Хари-бхакти-судходайя" говорится, что в этом мире есть огромное количество недостатков и пороков, однако здесь есть одна замечательная возможность - возможность общаться с теми, кто любит послушать и поговорить об Абсолютной Истине. Именно это общение способно доставить человеку самый высокий тип счастья, который только возможно испытать на этой планете. Люди испокон веков ищут философский камень, но даже не подозревают, что это не камень, а человек, с которым можно поговорить о Боге. Через такого человека можно и почувствовать Бога и понять Его качества.

Это и есть принцип нашей йоги - мы должны стараться изо всех сил удерживать свой собственный ум на слушании об Абсолютной Истине. Как только наш ум отвлекается, он тут же убегает по своим делам - думать о чувственном наслаждении. В этом основное напряжение духовного развития. Надо постоянно держать ум под контролем, он похож на преступника, который готов сбежать в тот момент, когда появится любая возможность. Мы просто не должны ему давать ни единого шанса для этого. Так как он сбежит не один, он захватит с собой наше счастье, удовлетворение и умиротворённость.

Ворота в рай

Давным-давно жил один добрый человек. Всю свою жизнь он следовал высоким заповедям, предписываемым тем, кто надеялся после смерти попасть в рай. Он отдавал щедрую милостыню нищим, любил своих ближних и служил им. Поняв, как важно быть терпеливым, он переносил самые тяжелые и неожиданные испытания, часто ради других. Он совершал путешествия в поисках знания. Его смирение и образцовое поведение снискали ему славу мудрого человека и уважаемого гражданина, которая разнеслась от Востока до Запада и от Севера до Юга.
Все эти достоинства он, в самом деле, культивировал в себе всякий раз, когда вспоминал о них. Но был у него один недостаток - невнимательность. Это качество не имело над ним большой власти, и он считал, что по сравнению с его достоинствами, невнимательность - весьма незначительный недостаток. Так, нескольких нуждающихся людей он оставлял иногда без помощи, потому что не замечал порой их нужду. Любовь и служение также иногда оказывались забытыми, когда он был поглощен своими личными нуждами и даже желаниями.
Он любил спать и часто засыпал именно в те моменты, которые были благоприятны для поиска знания или для понимания его, или для практики подлинного смирения, или когда можно было бы увеличить число добрых дел - такие возможности он пропускал, и они больше не возвращались.
Невнимательность оказывала не меньше влияния на его основную сущность, чем добрые качества. И вот, он умер. Обнаружив себя за пределами этой жизни, добрый человек направился к райской обители. Пройдя немного, он решил передохнуть, чтобы проверить свою совесть. Все тщательно взвесив, он пришел к выводу, что вполне достоин войти в райские чертоги, и продолжил свой путь.
Подойдя к райским воротам, он увидел, что они закрыты, и в этот момент услышал голос, обращенный к нему: "Будь внимателен, ибо ворота открываются только раз в сто лет". Добрый человек устроился неподалеку ждать, взволнованный открывшейся перспективой. Не будучи занятым сейчас, как обычно, совершением добродетельных поступков, он обнаружил, что у него плохо развито внимание. В течение некоторого времени, которое ему самому показалось целым веком, он старался не заснуть, но, в конце концов, голова его склонилась на грудь, и сон на какое-то мгновение смежил его веки. И в этот миг ворота широко распахнулись. Но прежде чем он успел открыть глаза, они захлопнулись с шумом, который мог бы разбудить мертвого.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика