Не забывайте о Боге!

Глава 6 текст 37-39

"Путь самоосознания..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

В этих стихах идёт речь о пути самоосознания. А смыслом самосознания является понимание отличия души от её телесной оболочки. Такое понимание проводит к тому, что душа начинает общаться с духовной энергией, которая имеет природу вечности, знания и блаженства. Достичь погружения души в духовную энергию можно с помощью системы йоги. Йога – это активное желание познать свою связь с Абсолютной Истиной, а также то, каким образом эту потерянную связь можно восстановить, а значит и достичь высшей ступени совершенства.

Искатель может быть очень искренним и решительным, но если он выберет слишком сложную систему йоги, его путь остановится в результате большого количества препятствий. Поэтому в Бхагавад-гите описываются разные системы йоги, но для нашего времени рекомендуется только одна – йога бхакти. Только она способна помочь человеку преодолеть все сложности, главная из которых – недостаточная решимость следовать по этому пути.

Если человек обратился к абсолютной Истине, значит, он объявил открытую войну самой материальной иллюзии, которая покрывает не только наше сознание, но и весь материальный мир, со всеми его обитателями, разумными и не очень.Как толькоискатель пытается вырваться из цепкихкогтей этой иллюзорной энергии, она мешает ему, прибегая к всевозможным уловкам, отработанным на миллиардах живых существ.Поэтому даже те, кто уже занимаются духовным саморазвитием, могут легко опять попасть под влияние иллюзии, что на санскрите называется - йогач чалита-манасах и означает«оставить путь духовного развития». И Aрджуна очень хочет понять, какая участь ожидает того йога, который сошел с этого пути и потерялся в океане материальной жизни.

Шрила Прабхупада объясняет в комментарии к этим стихам, что развитие человека может идти как по материальному направлению, так и по духовному. Материальное развитие – это путь процветания, постепенно приводящий к райской жизни и даже переходу на райские планеты посредством совершения жертвоприношений. Путь духовного развития лежит через отречение от материальной деятельности, которая не выводит человека из материального мира, а просто заставляет передвигаться по его разным областям. Поэтому сначала кажется, что если йог сходит с пути духовного развития, то он проигрывает как в духовном плане, так и в материальном: не обретает ни материального счастья, ни духовного совершенства.Однако в следующих стихах будет дан неожиданный и успокаивающий ответ, который полностью удовлетворит этот йогический интерес Арджуны.

А сейчас мы должны понять следующее. В нашем сердце присутствует осквернение, проблема в виде двуличия, в виде самообмана. С одной стороны, мы понимаем все свои проблемы, а с другой стороны, мы скрываем их и от себя и от других, а самое главное - от старших и мудрых, которые могли бы нам помочь от этих проблем избавиться.

Мудрецы говорят нам о том, что если человек болен, первое, что он должен сделать - это признать сам факт своей болезни. Проблема состоит именно в нежелании признаваться ни самому себе, ни докторам не только в начинающемся, но и в хроническом заболевании. И это огромная проблема на пути к духовному совершенству. Конечно, очень тяжело видеть недостатки в своём собственном сердце, намного легче находить их в сердцах окружающих. Но мудрецы говорят: путь вниз – это критиковать других, а путь вверх – это критиковать самого себя.

Поэтому, когда мы слышим о себе что-то такое, что не хотели бы услышать раньше, не стоит злиться, лучше прислушаться и постараться понять, а не кроется ли в этом проблема моей двуличности, проблема моего нежелания посмотреть прямо в своё собственное сердце. Бог говорит с нами через других людей, и говорит Он всегда примерно одно и то же: ты слишком горд, слишком завистлив и слишком погружён в материальное, чтобы достичь результата в духовной жизни…

И нам следует принять это утверждение Бога, хотя оно и пришло от другого человека. Только приняв эту правду о своих недостатках, у нас есть шанс от них избавиться. Если же мы не принимаем это от Бога в виде критики от окружающих, Бог найдёт способ сказать нам это, но я бы не экспериментировал в этом направлении, так как словесный способ самый добрый…

Если же контакт с Богом не устанавливается в виде наставлений, то он может произойти через прохождение жизненных трудностей. Шрила Прабхупада говорил, что те трудности, которые приходят к нам на пути духовного развития, позволяют йогу установить трансцендентные отношения между ним и Абсолютной истиной.

В трактатах говорится, что привязанность и любовь увеличиваются, когда они проходят через препятствия. Поэтому, если посмотреть на всех ведических героев, все они попадали в те или иные трудные ситуации. Так Махараджа Парикшита прокляли, что ему останется жить всего семь дней, и он стал полностью счастливым от этого проклятья, так как успел предаться Богу за это, как нам кажется небольшое количество времени. Поэтому не бойтесь трудностей на пути духовного развития, просто помните, что в эти моменты надо полностью погружаться в молитвенную практику и искать трансцендентного общения с Богом.

В этом состоит понимание Абсолютной Истины как таковой. Истина – это то, что вдохновляет, а ложь – это то, что разочаровывает. Поэтому, даже если от Абсолютной Истины приходят страдания, они должны вдохновлять нас на приложение дополнительных усилий в самоосознании. Мы никогда не должны разочаровываться, это то, что аннулирует милость Бога. Этот же принцип используется и в проповеди. Если вы хотите что-то объяснить своим родным и близким, сделайте это так, чтобы они вдохновились стать лучше, чище и духовнее. Правда о Боге, сказанная не вдохновляющими образом, является и не правдой вовсе, а чистой ложью, так как Истина всегда вдохновляет, только ложь может вызывать депрессию.

Такое высокодуховное поведение называется ответственным. Что это значит? Это значит, что мы всегда имеем выбор, как ответить на то, что с нами происходит. Это способность выбрать форму ответа на происходящее. Независимо от того, что с нами происходит, какое нам послано испытание, мы всегда должны не просто выбрать свою реакцию, мы должны выбрать правильный ответ. Именно это качество делает нас по- настоящему успешными в самосознании.

Мы изучаем философию, которая позволяет менять и себя и других. Есть тысячи способов, как этого добиться. Поэтому не стоит слишком сильно переживать по поводу нежелания меняться самому и тем более, что другие не хотят меняться. Лучше погрузиться в духовную жизнь, понять её философию, стать настоящим специалистом в изменении собственного сознания и тем самым показать хороший пример другим.

Поэтому помните: никогда не жалуйтесь о том, что кто-то не хочет меняться, это жалоба на Кришну, что Он якобы дал нам неработающее знание. Знание работает, оно практично, просто мы ещё сами в нём не разобрались. Это похоже на то, как начинающий повар жалуется на то, что у него никак не получаются блины: наверно мука какая-то плохая, нет – это просто повар немного плохой. Кришна, как отец, всегда хочет нам дать хороший урок, даже если мы готовы отказаться от своего отца при первом удобном случае…

Японская притча

Был в старину обычай: как только старикам исполнялось шестьдесят лет, покидали их на погибель в дальних горах. Так приказал князь: незачем лишние рты кормить.
Старики при встрече приветствовали друг друга:
— Как время-то бежит! Уж пора мне в этом году отправляться на гору смерти.
— Вот как? Значит, вместе пойдём, и мне пора.
Но вот что случилось однажды на рассвете.
Двое братьев несли по очереди своего старого родителя по крутой горной тропе. Тащит старший брат тяжёлую ношу на спине и слышит по временам какой-то треск за собой.
Оглянулся он и спросил:
— Что делает наш отец?
— Да так, пустым делом балуется, — ответил младший брат. — Ломает ветки и бросает на дороге.
— Отец, ты зачем ветки ломаешь? Верно, для заметок? Хочешь убежать, когда мы уйдём домой?
Старик ответил так: вам сейчас не понять, но поверьте мне, старому человеку в этом есть польза.
И после в молчании продолжал ломать ветки и бросать на тропинку.
Братья добрели до места назначения к вечеру, сказать по правде, с лёгким сердцем, только спинам их пришлось тяжело.
Посадили они отца под большим деревом и начали совещаться, какую дорогу выбрать.
— Идти назад тем же путём скучновато.
— Правда твоя, ничего нового не увидим.
— А зачем долго думать? Пошли вниз с горы, куда глаза глядят. Всё равно выйдем к деревне.
Так и сделали. Но незнакомая тропинка давай петлять, шла-шла вниз и вдруг начала подниматься вверх. А уже наступила ночь. Кругом слышался волчий вой, уханье сов… Братья сперва храбрились, а потом испугались вконец.
— Вернёмся поскорей туда, где мы покинули нашего отца, и найдём верную дорогу. Он ведь оставлял поломанные ветки по пути, — взмолился младший брат.
Вот когда братья впервые поняли, как сильно любил их отец, как заботился о них.
— Батюшка! Батюшка! — стали кричать они во весь голос и бегом припустились назад.
Взошла луна и осветила тёмную чащу. Видят — старик неподвижно сидит под деревом. Братья опустились возле него на землю и перевели дух.
— Что с вами случилось, дети мои?
— Да вот, захотелось нам пойти назад по другой дороге. Но мы заблудились. Просим тебя, вернись с нами и укажи правильный путь.
Отец показал пальцем на тропинку:
— Вот, идите по ней, я бросал ветки по дороге. А я останусь здесь.
— Нет, нет, не говори так. Позволь нам отнести тебя домой. Будь что будет, мы больше никогда не покинем тебя! — стали умолять братья.
— Неразумные слова! Хотите вы или нет, а должны оставить меня в горах: на то есть строгий княжеский указ. Ослушников ждёт суровая кара.
Но братья поняли, как любит родительское сердце, и твёрдо стояли на своём. Они понесли отца против его воли. Князь, услышав этот рассказ, решил, что нет смысла лишать страну мудрецов, и отменил свой указ о стариках.

В заключении могу сказать вот что: духовный прогресс – это постоянно думать о том, что мы получаем всё намного лучше того, чего мы в действительности заслуживаем, у нас замечательное общение, прекрасная еда, даже есть деньги и здоровье. Но заслуживаем мы совсем другого. Милость Бога состоит в том, что Он всегда нам даёт всё лучше и больше, чем мы бы должны были бы получить в результате грубого закона кармы. Бог не груб, Он любит нас, а значит, прощает наши глупости, если мы готовы сами от них отказаться.

Поэтому нет смысла обижаться на судьбу. Помните: оскорбители идут в ад, но самое интересное, что и оскорбители оскорбителей тоже идут в ад. Так что будьте ответственны на своём пути преданного служения.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика