Не забывайте о Боге!

Глава 8 текст 18-19

"Духовный путь - не дешевка ..."

Лекция РУЗОВА В.О.www.ruzov.ru

Разум – это желание прекратить материальные страдания. Глупость – это желание не замечать материальные страдания. Разумный человек, даже не испытывая собственные страдания, но видя, что другие страдают, должен сделать правильный вывод – ему тоже рано или поздно придется все это испытать. А значит, начинать менять свою жизнь надо не тогда, когда проблемы уже схватили нас за глотку, а тогда, когда жизнь еще кажется прекрасной и беззаботной.

И, несмотря на то, что система избавления от страданий в этом мире основана на попытке от них спрятаться, хочу всех разочаровать: спрятаться ни у кого не получится. Йоги пытаются уйти в горы или на райские планеты, но если они не обратятся к своему разуму, рано или поздно им придется вернуться. Хорошая карма так же быстро заканчивается, как деньги в кошельке у отпускника.

Такая материальная борьба со страданиями методом найти укромное местечко, может длиться бесконечно долго. Во время так называемого дня Брахмы живые существа получают материальные тела и пытаются как-то устроиться в этом мире, но когда наступает ночь Брахмы, материальные тело конфискуются, а души входят на ночевку в тело Вишну. И так бесконечное число раз до тех пор, пока не получив человеческое тело мы не включим свой разум и не обратимся за советом к духовному трактату - инструкции по нахождению выхода из ловушки материального мира.

И никакая хитрость на пути духовного развития не поможет нам быстрее или дешевле получить освобождение. Обхитрить на пути духовного развития можно только самого себя. Даже в народе говорят: скупой платит дважды. Так и духовный путь не дешевка, он требует от нас полной серьезности, внимательности, честности и смирения. Мы имеем дело со Сверхдушой в сердце, а значит, списать не получится, придется сдавать экзамены честно.

Притча

Одного всадника в пути застигла сильная буря. Он и его конь были так измучены, что еле передвигали ноги. У них кончилась вода, и человек уже начал терять надежду на возвращение домой.
Тогда он поднял руки к небу и взмолился: «Господи! Спаси и помилуй меня! Я в отчаянье! На тебя вся надежда. Даю тебе обещание, что если останусь живым, то продам моего замечательного коня и раздам деньги бедным людям».
Господь, видимо, услышал его мольбу. Во всяком случае, буря понемногу стала стихать. Всадник выбрался на дорогу и благополучно вернулся домой.
Дома, когда все испытания были позади, он вспомнил о своём обещании Богу. Всю ночь он не спал, думая о том, как ему поступить. Конь у него был дорогой, но не выполнить данного Господу обещания он не мог, потому что верил в Бога.
Утром он повёл коня на базар, а в сумку посадил гуся и привязал её к конскому седлу. На базаре он объявил, что продаёт коня вместе с гусем за сто серебряных монет. Коня он оценил в десять монет, а гуся — в девяносто.
Вскоре у него купили коня вместе с гусем. И он раздал нищим десять серебряных монет, а девяносто оставил себе…

Нет, таким путем сердце не очистишь, скорее еще больше замараешь. Так психологи уже много десятилетий изучают связь денег и ощущения счастья. Но пришли к выводу, что человек, думая подобным образом, не становится счастливым, а спотыкается о свое желание, стать счастливым через богатство. Общий вывод таков: деньги делают людей счастливее только тогда, когда позволяют перейти из унизительной бедности в средний класс, дальше этой ступени богатство не оказывает заметного влияния на человеческое счастье. Об этом говорится и в Бхагавад-гите, надо выполнять свои обязанности ради поддержания себя и тех, кто от меня зависит. И делать это надо практично и разумно. Но одного поддержания недостаточно.

Не только Бхагавад-гита, но и современная психология начинает идти вразрез с экономической теорией, которая утверждает, что самый важный товар, который мы можем купить, имея дополнительные деньги – это выбор. Если у вас в кармане 500 рублей вы можете выбрать между полноценным завтраком или стаканом кефира с яблоком, а если в кармане всего 10 рублей - остаётся довольствоваться только стаканом чая и то возможно без сахара. Дополнительные деньги якобы дают возможность удовлетворить дополнительные желания человека, и чем больше желаний удовлетворяется, тем счастливее, согласно экономистам, мы должны быть.

Однако назрела серьезная проблема. Исследования показывают, что выбор - это не панацея в поисках счастья. Если человеку нравится выбирать, например, из 5-ти разных видов макарон в супермаркете, но предложите ему 108 видов, и человек измучается насмерть, делая выбор, а купив что-нибудь, станет еще больше переживать, что сделал неправильный выбор. Да, выбор должен быть, но не в увеличении выбора кроется секрет счастливой жизни.

Да, человек становится немного счастливее, когда у него появляется выбор, но когда выбор увеличивается, счастья не прибавляется, скорее появляется эффект ново уровня страданий. Более того, растущий доход порождает новые запросы, которые не соответствуют реальным нуждам человека. А для их удовлетворения приходится терять время, которого и так не хватает даже для выполнения основных обязанностей.

Итак, к какому выводу пришли ученые? Да, к тому же что и Бхагавад-гита: как только первоначальные потребности человека удовлетворены, счастье приносит не растущий доход, а хорошие социальные отношения и удовлетворение от деятельности, достижение поставленной цели, ощущение осмысленности жизни и принадлежность к возвышенной культуре.

Но и на этом выводы не закончились, дальше еще интереснее. Психологи удивились, проанализировав доходы счастливых и несчастных людей. Да, счастье не купишь за деньги, но счастье может помочь принести дополнительный доход. Люди, считающие себя счастливыми, с течением времени, как правило, зарабатывают больше по сравнению с теми, кто постоянно плачется о своей несчастной доле. Ощущение счастья делает человека более практичным, продуктивным и инициативным. Кроме того, удовлетворённые своей жизнью люди имеют больше шансов не только вступить в брак, но и прожить всю жизнь вместе.

С другой стороны, надо понять, что у счастья человека есть еще и несколько врагов, одним из которых является гнев. Гнев – это проблема, возникающая от ложных представлений о себе самом. Когда мое внутреннее представление о себе не соответствует реальности, это напряжение и создает вспышку гнева, подобно тому, как напряжение между слоями атмосферы создает вспышку молнии и гром. Каждый раз, когда я завышаю свое положение, сверкает молния взгляда и гремит гром гневных слов.

Гнев прячется в нашем собственном сердце и является признаком болезни души человеческой. Гнев – это такой же признак болезни, как повышенная температура, и как болезнь, гнев отбирает у человека жизненные силы. После гнева все ощущают слабость и разбитость. Поэтому необходимо принимать лекарство от гнева в форме сострадания ко всем живым существам этого мира.

Поэтому мудрец – это тот, кто не доводит себя до гнева. Как огромный океан не выходит из берегов, когда в него бросают гальку, так и мудрый человек не волнуется, когда что-то идет не по его плану. Еще Магомет говорил, что самое лучшее на свете питье - это то, когда у человека злое слово уже во рту, а он не выпустил, а проглотил его.

Как же успокоить гнев? Мудрецы говорят, что сострадание для гнева то же самое, что вода для огня. Если человек понимает, как страдает тот, кто его оскорбляет, то гнев не возникнет. Поэтому сострадание самым ярким образом проявляется в умении прощать. Прощение делает человека настолько сильным, что он становится способным противостоять возникновению гнева. Поэтому каждый раз, как только возникает неприятная ситуация, надо учиться прощать, что будет хорошей зарядкой для разума, который, став сильным, сможет противостоять гневу, обитаемому в нашем сердце.



Rambler's Top100

Яндекс.Метрика